Ведущий юрист компании "Ценный совет" Владимир Щукин обращает внимание на то, что новые правила закупок не предъявляют каких-то особенных требований к самим представителям малого бизнеса. "Принципиальным образом для участников закупок ничего не изменится. Законодатели осторожно подошли к разработке нового закона. Основные изменения коснулись заказчиков, у них появляются новые обязанности. А для участников конкурсных процедур нововведения незначительны", - считает эксперт.
Изменения дают новые возможности участникам закупок из числа малых предприятий и увеличивают количество контрактов, которое может быть заключено с мелкими компаниями. Заместитель директора департамента развития малого и среднего бизнеса Минэкономразвития России Алексей Шестоперов рассказывает: "Сейчас у нас малому предпринимательству отводится 10-20% объема заказов, соответствующих специальному перечню продукции. С 1 января 2014 года квота в некотором роде увеличится. Так как размещать у малого бизнеса придется не менее 15% от общего объема заказов, что на 5% больше начального порога, который действует сегодня. При этом верхний порог в 20% отменяется вовсе. То есть можно разместить в малых компаниях и более 20% заказов, что сегодня недопустимо. Также отменяется перечень товаров, работ и услуг, которые нужно закупать у представителей малого предпринимательства, что позволит покупать и товары вне перечня у малых компаний". Из положительных изменений можно также отметить увеличение порога начальной цены закупки. "Если ранее начальная цена не могла превышать 15 млн руб., то сейчас она увеличена до 20 млн рублей", - говорит Шестоперов.
Для компаний, которые имеют возможность получить банковскую гарантию, участие в торгах по новым правилам станет дешевле. "Обеспечение на участие в конкурсе можно предоставить путем банковской гарантии, вместо перечисления денежных средств, как сегодня", - говорит Владимир Щукин. Пока компаниям приходится изымать средства из оборота и перечислять их на проведение закупок. Причем речь идет о внушительных суммах, которые не все представители малого бизнеса могут позволить себе заплатить для участия в закупках.
Эксперты уточняют, что наряду с преимуществами в закупках у малого бизнеса появятся и некоторые новые обязанности. Так, компаниям придется подтверждать свой статус, если основным требованием конкурса является участие в нем малого бизнеса. "Обратите внимание, что когда заказчик устанавливает требование, что в конкурсе участвуют только субъекты малого предпринимательства, то в соответствии со статьей 30 закона N 44-ФЗ компании нужно задекларировать свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства. То есть помимо заявки на участие в закупках нужно будет приложить документ, подтверждающий, что организация является субъектом малого предпринимательства", - говорит Щукин.
Еще одна принципиальная новация - установление правила "второй руки". "У участников конкурса по новому закону появляется обязательное требование привлекать к исполнению контракта представителей малого предпринимательства. Это требование заказчик должен включить в извещение о закупке, далее оно транслируется на проведение всех конкурсных процедур и вписывается в контракт с исполнителем. Соответственно, исполнитель должен будет привлечь к определенным видам работ и услуг компании малого бизнеса. В этом вопросе Россия повторяет западный опыт, где есть требование выбирать субподрядчиков из числа малых организаций", - говорит Шестоперов.
Отличительной чертой 44-ФЗ в сравнении с 94-ФЗ является ориентация на качество товара, работы или услуги при проведении торгов. Ранее определяющим фактором являлась только цена. В результате в конкурсных процедурах побеждала та компания, которая предлагала самую низкую стоимость исполнения заказа, а потом бросала его за невыгодностью. Ситуация в сфере закупок была немного урегулирована введением возможности быстро сменить заказчика, не выполняющего обязательства. Ориентация на качество при выборе исполнителя позволит отдавать заказ надежным компаниям и тем самым сокращать число невыполненных контрактов.
Недостатком нового закона о закупках эксперты считают отсутствие ответственности за нарушение правил проведения торгов. По данным совместного мониторинга минэкономразвития и ФАС России, из 69 обследованных федеральных органов власти 25 нарушают правила госзакупок в сфере обеспечения участия в закупках представителей малого бизнеса. Сейчас существует только штраф за несоблюдение квот, который в соответствии с Кодексом об административных нарушениях составляет 50 тысяч рублей. Эту норму нельзя считать рабочей, так как для федеральных органов эта сумма не является существенной санкцией. По словам Шестоперова, новый документ не устанавливает дополнительной ответственности и поэтому не изменит ситуации. Повлиять на соблюдение норм могло бы установление в каждом ведомстве ответственного за соблюдение правил лица.
Также у закона есть отсроченные нормы, которые вступят в силу в 2015 и 2016 годах. В 2015 году должна начать действовать Единая информационная система, которая объединит всю информацию о закупках. Однако уже сегодня очевидно, что ее разработка и внедрение запаздывают. Поэтому высока вероятность, что единая система не будет внедрена в срок. С 2016 года начнет действовать требование о планировании закупок на год вперед. Эксперты считают, что и заказчикам, и исполнителям должно хватить времени на то, чтобы изучить все новые нормы. В полном объеме контрактная система в соответствии с 44-ФЗ заработает с 1 января 2016 года.