Что представлял собой проект "Велобайк" в 2013 году? Какова была его цель?
Сергей Борозденков: Это проект, который Банк Москвы реализовал вместе с Департаментом транспорта города. Мы откликнулись на предложение Департамента стать единственным оператором проекта, который также полностью взял бы на себя вопросы финансирования. А цель была и остается в том, чтобы дать возможность москвичам попробовать велопрокат не только как развлечение и отдых, но и как средство передвижения. Идея москвичам понравилась, теперь мы понимаем, что городу необходим новый вид транспорта, каковым является велосипед. Для первого сезона, который продлился с конца мая по конец октября, мы закупили 1000 велосипедов, было установлено 79 станций.
Уже можно, наверное, подвести итоги первого сезона?
Сергей Борозденков: Мы очень довольны результатами проекта. За первый сезон работы "Велобайка" было совершено более 70 тысяч прокатов. При этом надо сказать, что в начале было много скептицизма вокруг "Велобайка", учитывая негативный опыт других крупных городов. Такие факторы как вандализм, кражи, могли, конечно, нанести большой урон проекту. Но вы знаете, москвичи себя зарекомендовали с хорошей стороны, относились к велосипедам исключительно как к средству передвижения.
На какую целевую аудиторию вы рассчитывали? Ваши ожидания оправдались?
Сергей Борозденков: Согласно нашей статистике, среднее время одного проката было около 40 минут. И больше всего радует то, что, если в начале работы проекта велосипедами пользовались, в основном, из любопытства, чтобы прокатиться с друзьями, то уже к середине сезона мы увидели тенденцию к тому, что больше стало кратковременных поездок в рабочее время из одной точки в центре города в другую, ради которых собственно и создавался велопрокат. Опять же в июне соотношение мужчин и женщин, воспользовавшихся велопрокатом, было 78% к 22% в пользу мужчин, то уже осенью это соотношение было 60/40.
Тоже в пользу мужчин?
Сергей Борозденков: Да, но и самым активным пользователем оказался мужчина. Он за время работы проката совершил 427 поездок. То есть порядка 2 поездок в день. Собственно говоря, наш велосипед и стал для него альтернативным транспортом в центре города, с помощью которого он добирался из дома на работу и обратно.
Вы анализировали, какие маршруты были самыми популярными?
Сергей Борозденков: Да, безусловно. Это станции на Гоголевском и Тверском бульварах, а также точка возле метро "Кузнецкий мост". С расширением сети стали популярны парковки на Фрунзенской и Лужнецкой набережных.
С коммерческой точки зрения проект был удачным? Например, короткие поездки до 30 минут, на которые и был рассчитан, по вашим словам, проект, были вообще бесплатными.
Сергей Борозденков: Вы знаете, это, конечно, проект не коммерческий, на нем можно, безусловно, получить прибыль, но явно не большую. Основная прибыль - это развитие брендов тех компаний, которые в таких проектах принимают участие. Собственно говоря, именно на этом основан следующий этап развития велопроката в Москве. В этом году использовались велосипеды от Банка Москвы. В следующем году мы будем рады, если присоединятся другие компании, заинтересованные в развитии собственного бренда.
Если о прибыли по отношению к такому социальному проекту говорить не стоит, то хотя бы каковы расходы?
Сергей Борозденков: Мы озвучивали цифры неоднократно. На первый сезон велопроката было потрачено примерно 100 миллионов рублей, из которых 90 миллионов пришлось на закупку непосредственно оборудования и велосипедов.
Все расходы взял на себя Банк Москвы?
Сергей Борозденков: Совершенно верно.
Вы, как оператор проекта, довольны его результатами. А самим пользователям он понравился?
Сергей Борозденков: Могу с полной уверенностью сказать, что да. И это не мои домыслы или предположения. По нашему заказу исследовательский холдинг Romir провел опрос, в котором приняли участие граждане из всех административных округов Москвы в возрасте от 16 до 59 лет. Исследование показало, что 80% жителей города либо знают, либо что-то слышали о нашем велопрокате, 90% относятся к нему положительно. Это очень хорошие цифры, на мой взгляд. Кстати, почти 80 процентов респондентов сказали, что хотели бы видеть такие велостанции у себя в районе.
Это вопрос развития велодвижения в городе, которое пока уступает аналогам в других странах.
Сергей Борозденков: Вы знаете, велосипедное движение - это дело такое эволюционное. Хотим мы или нет, но через несколько лет москвичи массово будут использовать велосипед как транспорт для передвижения по городу. Поэтому, я считаю, что мы должны постоянно поддерживать интерес к этому виду транспорта. На это в том числе и был направлен проект "Велобайк", когда москвичи наглядно увидели, что по центру можно быстро и дешево передвигаться, минуя пробки.
Но, соответственно, должно увеличиваться количество станций?
Сергей Борозденков: Безусловно. И оно будет увеличено уже в следующем году, когда количество велосипедов будет принципиально другим. Соответственно, увеличится количество станций проката. Важно, и Департамент транспорта обещает, что будут новые велодорожки.
Которых сейчас откровенно не хватает для такого большого города, как Москва?
Сергей Борозденков: Но ведь еще одной задачей "Велобайка" была задача сбора информации о популярных маршрутах. В том числе и на основании этих данных, как я понимаю, департамент транспорта Москвы будет проектировать, где размещать велодорожки. Спрос, как показало исследование, есть. Кстати, в других мегаполисах, где есть развитая велосипедная инфраструктура, катаются на велосипедах и зимой. Когда у нас появится достаточное количество велодорожек, то возможно будет продлить сезон работы городского велопроката, либо вообще сделать его круглогодичным. И все к этому идет.