Молодые петербуржцы создали необычный для России формат бизнеса

В Петербурге работает центр, куда можно отнести лишние вещи, чтобы потом их раздали нуждающимся.

"Спасибо!"

Магазинчик "Спасибо!" на углу Гороховой и набережной Фонтанки представляет собой нечто среднее между интеллигентным секонд-хендом и арт-кафе. Стойки с винтажными платьями и шляпами, авторские бусы, вазочки, стеллажи с книгами, у дальней стены - уютное кресло-качалка и пара столиков, за которыми можно выпить чаю. Цены самые демократичные: от 50 рублей за веселую футболку до 900 за новую зимнюю куртку. "Спасибо!" - это первый в стране магазин, вся прибыль от работы которого передается в благотворительные фонды.

Идея создания благотворительного магазина возникла два с половиной года назад у троих молодых петербуржцев.

- Все мы время от времени задумываемся, куда деть хорошие, но ненужные вещи, - рассказывает руководитель магазина Юлия Титова. - Чаще всего у человека возникает две мысли: отдать в детский дом или в ночлежку. Но в ночлежках нужна только теплая мужская одежда больших размеров, а в детдомах - соответственно, детская, и к тому же новая. Женские вещи, туфли на каблуках, сумочки, свадебные платья деть некуда. Вот и мы, столкнувшись с такой проблемой, удивились: как странно, что в стране нет системы обращения с вещами, и колоссальное количество хорошей одежды отправляется на помойку. А затем мы поехали на студенческие каникулы в Англию и были совершенно поражены тем, насколько разумна и отлажена эта система там. Ненужные вещи люди складывают в специальные контейнеры, которые стоят на улицах. После сортировки их отправляют в Африку в качестве гуманитарной помощи, развозят нуждающимся или продают в благотворительных магазинах - так называемых charity shops. Вырученные деньги направляются в различные фонды. И таких магазинов только в Лондоне насчитывается около 900! То есть англичане воспринимают вещи не как барахло, а как полезный ресурс. Мы решили создать что-то подобное в Петербурге.

Миллион на благотворительность

Обкатывали идею на пяти квадратных метрах, которые выделил под эксперимент знакомый владелец магазина. На предложение принять участие в проекте "Спасибо!" откликнулось неожиданно много народа, и уже в конце первого месяца ребята смогли перечислить на благотворительность первую сумму - 17 тысяч рублей. Информация о хорошем деле распространялась с огромной скоростью, и скоро квартиры активистов оказались завалены вещами, принесенными петербуржцами. Стало очевидным, что надо развиваться. Начальный капитал единомышленников, которые только что закончили вуз, составлял всего 60 тысяч рублей. На эти деньги они арендовали полуподвальное помещение, сами сделали в нем ремонт и в мае 2010-го открыли первый в России благотворительный магазин. После месяца работы сумма, перечисленная в помощь нуждающимся, выросла до 40 тысяч рублей.

Между тем количество принесенных петербуржцами сумок с невостребованными свитерами, непригодившимися подарками, книгами и разными мелочами продолжало расти. С таким объемом небольшой магазинчик категорически не справлялся. Тогда было решено наладить систему раздачи: ночлежкам, реабилитационным центрам, благотворительным организациям. Так расходится 90 процентов вещей, и только 10 - это в основном молодежная одежда, аксессуары и разнообразные "штучки-дрючки" - отправляются в магазины, их сейчас уже два.

Два главных партнера "Спасибо!", которые получают большую часть выручки: благотворительная организация "Ночлежка" и "Упсала-Цирк", проект для социальной адаптации сложных подростков. Каждый месяц сумма перечислений на благотворительные цели составляет около 100 тысяч рублей, а общая сумма за два с половиной года превышает миллион.

Недавно проект "Спасибо!" вышел на новый уровень: в его рамках открылся центр приема и выдачи вещей. За помощью сюда может прийти любой нуждающийся. Например бабушка, которая не может купить пальто со скудной пенсии, или многодетная мама, желающая приодеть своих ребятишек.

Бизнес плюс благотворительность

- Эта система совершенно нетипична для России: благотворительность и бизнес в одном флаконе. Как такое может быть? - улыбается Юлия Титова. - Наш проект состоит из двух блоков: с одной стороны, чистая благотворительность (раздаются вещи и деньги), с другой - полноценный бизнес. Ведь магазины надо содержать, делать их привлекательными и выгодными, чтобы и окупить все расходы, и выручить достаточно денег для перечисления в фонды. Выстроить эту систему было очень сложно. Долгое время мы просто не могли найти свое место в юридической схеме, ведь таких магазинов раньше просто не существовало. А среди нас не было ни экономистов, ни бухгалтеров, наша специальность "социально-культурная деятельность". Мы абсолютно не представляли, как вести бизнес, и только на третий месяц работы с удивлением обнаружили, что надо платить налоги... Не закрылись только из-за фанатизма и большой степени упорства. Теперь всем, кто пытается последовать нашему примеру и открыть благотворительные магазины, мы советуем вначале изучить основы бизнеса.

В отличие от европейских charity shops, которые очень поддерживает государство - вплоть до бесплатного предоставления помещений, - петербургские благотворительные магазины работают как обычные бизнес-структуры. От деятельности обычных магазинов одежды их отличает только то, что они распоряжаются прибылью нестандартным образом. Открывая центр приема и раздачи вещей, авторы проекта попытались было добиться льготной арендной ставки, но, столкнувшись с бюрократическими препонами, махнули рукой.

- Пусть мы вкладываем в ту же аренду деньги, которые могли бы направить на благотворительность, зато сохранили независимость, целостность и самостоятельность, показали, что это возможно - создать организацию нового типа без помощи извне, - резюмируют руководители проекта "Спасибо!". - В конце концов, цель социального предпринимательства - помогать нуждающимся, а не самим получать помощь.