Добрый - во всех отношениях. Среди мероприятий, посвященных юбилею, особо выделяется благотворительный вечер с участием губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, руководства ОЖД и партнеров компании, который недавно прошел в Каменноостровском театре. Его основная цель - собрать средства для Идрицкого дома ребенка.
Поддержка детских домов, школ и детских садов - лишь одно из направлений социальной политики, проводимой ОЖД. Компания также тратит немалые средства на повышение уровня жизни в регионах.
Так, за последние восемь лет на полигоне Октябрьской железной дороги было введено в эксплуатацию почти 62 тысячи квадратных метров жилья. В прошлом году после масштабной реконструкции открылось рентгенологическое отделение больницы РЖД в Твери. Здесь установлено новейшее оборудование из США, Германии и Франции. Высокотехнологичные отделения МРТ и гемодиализа начали работу и в больнице Волхова. Причем обслуживаются в этих учреждениях не только железнодорожники, но и все местные жители.
- Мы всегда помним о своей ответственности перед обществом, - подчеркивает глава ОЖД Виктор Степов. - Так, например, несмотря на трудности диалога с некоторыми субъектами по вопросам организации пригородного сообщения, наша компания и компании-перевозчики нередко идут навстречу регионам и выполняют заказы на гораздо большие объемы перевозок. Причем перевозят, как говорится, за свой счет, хотя по закону эта обязанность возложена на субъекты РФ. Я уже и не говорю об обязательствах по развитию железнодорожной инфраструктуры, которые мы реализуем в полной мере. В 2013 году инвестиции РЖД на полигоне Октябрьской дороги составили около 60 млрд рублей.
РЖД - одна из первых компаний в стране, которая разработала кодекс корпоративной социальной ответственности. Этот документ позволил систематизировать работу холдинга во всех сферах, включая социальную, экономическую и экологическую. Последняя особенно актуальна для жителей мегаполисов. Поэтому на полигоне Октябрьской магистрали регулярно разрабатываются концептуальные предложения по реализации "зеленой логистики". Только в прошлом году общий объем вредных веществ, выбрасываемых в воздух Санкт-Петербурга, превысил 378 тысяч тонн. При этом средние концентрации оксидов азота, оксида углерода и диоксида серы в центральной части Северной столицы в два раза выше, чем в спальных районах. И если ничего не предпринимать, ситуация будет только усугубляться. Выход - в сокращении грузового автомобильного движения в черте города за счет железной дороги, ведь именно на автотранспорт приходится большая часть вредных веществ. Два года назад на ОЖД началась работа по развитию завоза в порт Санкт-Петербург контейнеров по системе "блок-трейн". Эта технология подразумевает движение закольцованными маршрутами по жестким ниткам графика с тыловых контейнерных терминалов (так называемых "сухих портов"), расположенных в Кировском, Адмиралтейском, Фрунзенском и Красногвардейском районах города. Движение блок-трейнов осуществляется на экологичной электровозной тяге. Только в 2012 году реализация этого проекта позволила освободить улицы города от более чем 10,5 тысячи большегрузных тягачей.
Стоит отметить, что Российские железные дороги в 2012 году были признаны одним из лидеров природоохранной деятельности в стране. В планах экологической стратегии РЖД - снизить негативное воздействие на окружающую среду на 35% к 2015 году и на 70% - к 2030-му.
Сейчас один из главных проектов РЖД - работа на олимпийских объектах. Среди них наиболее значимый - строительство дороги Адлер - "Альпика-Сервис" со вторым железнодорожным путем Сочи - Адлер - Веселое. Именно по этой дороге зрители и участники Игр поедут на горные стадионы Красной Поляны и к ледовым дворцам Олимпийского парка. Кроме того, в рамках подготовки транспортной инфраструктуры Сочи к Олимпийским играм РЖД открыли линию интермодального сообщения Сочи - Адлер - аэропорт Сочи.
Кроме того, РЖД принимают самое непосредственное участие в эстафете олимпийского огня, обеспечивая его продвижение по железной дороге. Длина железнодорожного маршрута эстафеты в общей сложности составит 17,7 тысячи километров, а время в пути - 83 дня. Но самая большая честь для железнодорожников - возможность лучшим представителям профессии стать факелоносцами. В разных регионах страны олимпийский огонь пронесут более двух тысяч представителей компании Российские железные дороги.
В РЖД нет градации в таких понятиях, как коллектив-клиенты-общество. Ответственность перед этими социальными группами компания несет в абсолютно равной степени. Естественно, что способы достижения удовлетворенности этих социально-экономических групп разные. Если говорить о конкретных клиентах, то для них значимо качество предоставляемых услуг. Для пассажиров - это комфортные условия поездки. Грузоотправителям важна качественная и своевременная доставка грузов. Обществу в целом необходимы безопасность, экологичность и т.п. Социальная ответственность же перед работниками - это то, что сама компания определяет для своих сотрудников. Это те гарантии, система мотивации, которую в РЖД внедрили и постоянно развивают для обеспечения удовлетворенности персонала
Виктор Степов, начальник Октябрьской железной дороги:
- Для того чтобы расти и развиваться, компании необходимо постоянно повышать уровень ответственности не только перед клиентами, но и перед своими работниками. По собственной инициативе проводить курс на улучшение условий жизни людей и защиты окружающей среды. Социальная ответственность - это те гарантии, система мотивации, которую мы внедрили и постоянно развиваем для обеспечения комфорта персонала. Как известно, только удовлетворенный и вовлеченный сотрудник может вывести компанию на новый уровень. Вопросам соцответственности каждая компания должна уделять внимание с момента своего образования. А вот потребность в регламентировании корпоративных и социальных ценностей возникает, скорее, на этапе становления бизнеса.