Юлия Нечаева, директор отдела стратегических исследований агентства DSM Group:
- В 2013 году сохранялись уже привычные тренды на снижение объема лекарств в натуральном выражении (упаковках), в госпитальном сегменте и закупках по программам обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС). Однако в денежном выражении закупки для льготных категорий больных сократились, а для стационаров, напротив, выросли. Первое объясняется сокращением числа льготников, оставшихся в программах, а второе - скорее всего, тем, что для больниц стали закупать более эффективные и дорогие препараты.
Иван Глушков, заместитель генерального директора по развитию компании STADA CIS:
- Как положительный тренд этого года я бы расценил принятие минпромторгом стандартов надлежащей производственной практики. Хотелось бы надеяться, что в 2014 году будут разработаны и приняты стандарты по всем остальным этапам обращения лекарств - от лабораторной практики до клинической и аптечной. Это, несомненно, повысит качество производства и применения препаратов. Еще одна позитивная тенденция - в этом году перерезаны ленточки на трех новых фармзаводах, что стало практической реализацией программы "Фарма-2020". К негативным трендам я бы отнес то, что изначально хорошая идея открытого правительства - общения власти с экспертным сообществом и бизнесом - не получила в отрасли своего развития. Создано гигантское количество разных советов, но оценить их эффективность пока невозможно. Большие надежды, которые мы на них возлагали, пока не оправдываются.
Иван Бланарик, председатель подкомитета ТПП России по международному сотрудничеству в сфере модернизации и инновациям в здравоохранении, генеральный директор компании "Берингер Ингельхайм":
- Явной тенденцией этого года стало то, что темпы роста российского фармрынка в сравнении с предыдущими годами несколько замедлились. Но в сравнении со странами Европы он все равно развивается динамично и, согласно прогнозам, к 2018 году по объему займет 8-е место в мире. В принципе, замедление темпов роста говорит о созревании рынка. Когда он достигает определенной насыщенности, компаниям приходится менять и развивать свои стратегии, повышать эффективность. Некоторое замедление темпов роста в госзакупках, возможно, объясняется тем, что они достигли предела, или необходимо совершенствовать саму систему закупок. Производители заинтересованы не столько в их росте, сколько в стабильности.
Юрий Мочалин, директор по корпоративным связям и работе с госорганами компании "АстраЗенека Россия":
- 2013 год отличался активной законотворческой деятельностью в области здравоохранения. Крайне важной является разработка поправок к законодательным актам, связанным с вступлением в силу Закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", которые регулируют важнейшие области нашей деятельности - порядок регистрации, клинические исследования, а также впервые вводят понятия "биологические препараты" и "взаимозаменяемость". Ключевым документом, принятым в этом году, мы считаем Стратегию лекарственного обеспечения населения РФ на период до 2025 года. Впервые в новейшей истории России принят документ, описывающий ключевые принципы лекарственного обеспечения. В стратегии признается, что оно играет ключевую роль в улучшении здоровья нации. Кроме того, принятие документа позволяет нам быть уверенными в том, что государство осознает свою ведущую роль в этом процессе.
Владимир Шипков, исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM):
- В уходящем году существенно улучшился диалог фармацевтической индустрии с органами государственной власти, он приобрел продуктивный характер. При активном участии и поддержке министерства здравоохранения, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Государственной Думы на высоком уровне была проведена международная научно-практическая конференция "Биотерапевтические препараты - современные вызовы и регуляторные практики. Подходы к гармонизации". При личном участии министра Вероники Скворцовой и экспертов фармацевтической индустрии в различных форматах проходили дискуссии о выстраивании партнерства между органами государственной власти и деловыми кругами в целях развития российского здравоохранения.
По многим вопросам в области законодательных изменений на фармацевтическом рынке позиция профессионального сообщества, высказываемая на различных площадках, была принята во внимание. Особенно важным событием года стало утверждение разработанных минпромторгом стандартов GMP, подготовка которых также происходила при активном участии индустрии. Заметны и усилия государства в рамках развития государственно-частного партнерства в здравоохранении, общественных институтов, социальных проектов. Все эти инициативы можно только приветствовать и надеяться на их развитие в наступающем 2014 году.
Николай Беспалов, эксперт фармрынка:
- Завершающийся год вряд ли можно назвать для фармрынка особенно успешным - динамика замедляется, потребление лекарств постепенно сокращается. Рост пока еще на уровне двузначных показателей, но обеспечен он в основном ценовыми факторами - переключением спроса на более дорогие препараты и инфляцией. Меняется и производственный сегмент. Отрасль ждет введения стандартов GMP, появления инспектората, модернизируются десятки предприятий.
Понятно, что переход на новые требования будет постепенным, и у тех, кто еще не закончил переоборудование и обучение персонала, есть шанс остаться на рынке - надо только сделать последний рывок. В целом рынку нужны новые стимулы для развития, и ожидать их следует прежде всего от возможного совершенствования государственной политики в сфере здравоохранения. Но не стоит забывать, что есть и факторы, ограничивающие рост рынка, прежде всего изменение порядка госзакупок, которое наступит в следующем году в соответствии с вступлением в действие нового Закона "О контрактной системе".
Виктор Гайслер, представитель компании Bayer HealthCare в России:
- Основные события на фармацевтическом рынке в уходящем году были связаны с законодательными инициативами и изменениями, которые будут определять тенденции дальнейшего развития рынка. Наиболее значимыми событиями для всех игроков рынка стали совершенствование подходов к формированию перечней лекарственных средств для обеспечения государственных гарантий; утверждение стандартов и создание протоколов лечения; переход к программному принципу формирования расходной части бюджета и преимущественно одноканальному финансированию медицинской помощи; кардинальные изменения в системе госзакупок.
Одним из самых актуальных вопросов, который обсуждался в течение всего года, была проблема обеспечения пациентов с орфанными заболеваниями и формирование списка орфанных препаратов, возмещаемых за счет государства.
В список пока не входят многие угрожающие жизни заболевания, например, хроническая тромбоэмболическая легочная гипертензия. Российская система ведения пациентов с легочной гипертензией пока развита недостаточно и характеризуется не только отсутствием достаточного финансирования, но и низким уровнем знаний врачей в регионах о методах диагностики и лечения. Сейчас в стране существует только 4 центра, где могут оказать профессиональную медицинскую помощь при этом заболевании. В связи с этим компания "Байер" инициировала проект по созданию сети из 83 специализированных центров и 20 диагностических центров по всей стране. Мы надеемся, что это кардинально улучшит ситуацию с диагностикой и лечением пациентов с легочной гипертензией в России.
Герман Иноземцев, директор по стратегии подразделения исследований в области здравоохранения группы компаний COMCON Pharma:
- В этом году возобновился процесс слияния и укрупнения аптечных сетей. И хотя у этого процесса есть серьезные критики, достичь снижения себестоимости продукции и доведения до конечного потребителя полного ассортимента в рознице возможно только путем укрупнения. Только тогда можно напрямую общаться с производителями или иметь сильную позицию по отношению к дистрибьюторам. Дистрибьюторская наценка в результате уменьшается, цены удерживаются, что выгодно и потребителям лекарств. Не случайно дистрибьюторы стали заниматься созданием собственных производств или собственного ретейла. Это позволяет оптимизировать расходы, поскольку розничный спрос почти не растет - в периоды экономической нестабильности потребители ведут себя осторожно.
Что касается госзакупок, то тут тренд обратный - они продолжают расти, хотя их структура сильно меняется в сторону региональных бюджетов и средств ОМС. Еще одна тенденция года - продолжающаяся "дженеризация" госзакупок. И это общемировой тренд - чем больше государство закупает лекарств, тем больше среди них доля дженериков, что вполне оправданно. Исключение составляет разве что онкология - там закупается больше оригинальных препаратов, более новых и эффективных.