Дорогие лекарства стали доступнее для пациентов

Программа "7 нозологий", которая существует уже 6 лет, была создана для более полного обеспечения населения дорогостоящими лекарствами. Для ее создания были определенные предпосылки. В начале 2000-х резко обострились проблемы лекарственного обеспечения: инвалиды, дети, больные социально значимыми заболеваниями не получали положенных им по закону препаратов, и не только потому, что средств на эти цели не хватало. Много недостатков было и в организации.

В 2004 году была предложена программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО, сейчас - ОНЛС), которую разработали в рамках монетизации льгот. К ней впоследствии предъявлялось немало претензий, но она впервые позволила реально оценить потребности в лекарственном обеспеченияя и решить многие из его проблем. В частности, впервые инновационные препараты, за которые тогда и Минздравсоцразвития России, и Росздравнадзор много критиковали, вошли в список, что дало возможность больным получать лекарства, которые до этого вообще никто не мог получить. Анализ показал, какие препараты превалируют в заявках. Нужно было рассчитать потребность в них, поэтому начали работу по созданию регистров пациентов с этими заболеваниями, сверили их с органами управления здравоохранением, фондами ОМС, аналитическими агентствами, пациентскими сообществами, чтобы ни один человек не был упущен. Затем рассчитали потребность в каждом лекарстве. Итоговая цифра по льготникам получилась в 20 млрд руб., но выделено было 33 млрд, поскольку тогда впервые в регистры были включены все пациенты, независимо от того, имеют ли они инвалидность или нет. Исходили из того, что если пациент будет получать нужные препараты, он и не станет инвалидом, что в конечном счете не только сохранит качество его жизни, но и сэкономит государственные средства на лечение и реабилитацию. Тогда же на каждую нозологию были разработаны стандарты лечения, создана нормативная база.

"7 нозологий" - это наиболее успешная программа из всех, что создавались в области лекарственного обеспечения

Сегодня по программе обеспечиваются дорогостоящими препаратами более 115 тыс. человек. За прошедшие 6 лет механизм ее функционирования хорошо отработан. Мне кажется, что основу этой технологии надо брать и для дальнейшей работы с орфанными препаратами - лекарствами для лечения редких и тяжелых хронических заболеваний, полномочия по обеспечению которыми сегодня возложены на регионы. Тут возникает множество задач: нужно определить реальные потребности, создать регистры, разработать стандарты лечения, рассчитать стоимость курсов лечения и т.д. Другой аспект проблемы состоит в том, что ряд препаратов для этих заболеваний вообще никогда не закупался. Минздрав России уже заявил о том, что планирует включить орфанные препараты в Перечень ЖНВЛП, чтобы для начала хотя бы зафиксировать цены на них. Еще одна очень важная деталь программы "7 нозологий" - понимание того, что нужно заниматься каждым пациентом индивидуально.

В последнее время раздаются предложения о расширении программы "7 нозологий". Но как именно ее расширять и развивать? За 6 лет появились препараты второй линии для лечения включенных в нее недугов. Их включение в закупки надо рассматривать в первую очередь. Программу предлагают расширить и за счет включения в нее других тяжелых заболеваний. Но в этом случае также надо иметь четкое представление о том, какие у нас есть регистры больных, зарегистрирован ли необходимый им препарат в нашей стране, просчитать потребности, понять, сможет ли государство сейчас пойти на эти траты. В развитых странах эти вопросы рассматриваются лишь после проведения фармакоэкономических исследований. Именно фармакоэкономика показывает, что лечить тяжелые заболевания - это выгодно. Надо вести переговоры с производителями дорогостоящих лекарств о снижении цен при заключении контрактов о гарантированных закупках.

Сегодня можно уверенно сказать, что "7 нозологий" - это наиболее успешная программа из всех, что создавались в области лекарственного обеспечения. Но необходимо идти дальше. Сегодня очень популярна идея всеобщего лекарственного страхования. Конечно, и это не панацея, но большой шаг вперед. Наш институт начал обширную программу исследований по эффективности реализации программы ДЛО/ОНЛС. Надеемся, что результаты будут полезны и для принятия управленческих решений по совершенствованию лекарственного обеспечения.

Комментарий

Давид Мелик-Гусейнов, директор некоммерческого партнерства "Центр социальной экономики":

- В системе здравоохранения решения принимаются долго, и отчасти это правильно. Резко менять подходы к финансированию и лечению нельзя, так как можно нарушить годами сложившиеся практики. Чтобы избежать ошибок, в системах здравоохранения всего мира активно используются инструменты экономики, в частности, фармакоэкономика - наука, которая изучает соотношение между затратами и эффективностью, безопасностью и качеством лечения.

В нашем здравоохранении пока большинство решений принимается не на основе экономических расчетов, а интуитивно. Все понимают, что надо что-то менять. Но просчитать эффект от этих изменений, спрогнозировать рост затрат или снижение показателей смертности - этой информацией на управленческом уровне практически не пользуются. Лишь научный подход позволяет найти пути оптимизации расходов не только в медицине, но и в отраслях, смежных с ней.

Особенно это касается дорогостоящих препаратов, использующихся в федеральной программе "7 нозологий". Больные получают лечение препаратами, которые считаются "золотым стандартом" для каждой болезни. К сожалению, у значимой части пациентов (по оценкам экспертов, она может доходить до 30%) в результате генетических мутаций возникает устойчивость к ним, и даже увеличение дозы не приводит к нужному результату. То есть затраты растут, а эффект не получает ни пациент, ни государство.

Для решения этой проблемы во всем мире применяются препараты второй линии. А в нашем законодательстве закреплено право пациента на любое доступное лечение по медицинским показаниям. Своевременный перевод на препараты второй линии значительно увеличивает их выживаемость, снижает риск прогрессирования болезни. Однако препараты второго поколения не входят в программу "7 нозологий" и не закупаются. Отсутствие альтернатив, законодательно закрепленных в программе "7 нозологий", не дает врачам свободы выбора, заставляя их продолжать дорогое, но не приносящее пользы лечение. В некоторых регионах лекарства второй линии частично закупают, но не для всех. Те, кому не хватает, вынуждены покупать их за свои деньги, порой даже продавая квартиры.

Логичным выходом из ситуации стало бы расширение программы, но не за счет увеличения финансирования, а за счет включения в нее препаратов второй линии. Свою поддержку выражают этим предложениям и пациентские сообщества, объединяющие пациентов с заболеваниями, включенными в программу "7 нозологий".

Экономика здравоохранения не ставит задачу раздуть расходы на содержание больных, увеличить бюджеты госпрограмм. Требуется новый взгляд на проблему, более современный в вопросе эффективного распределения уже выделенных денежных средств, в результате анализа объемов их расходования и соотнесении с результатами клинических данных и оценкой состояния пациентов.