В Белоруссии показали уникальную коллекцию русских костюмов XIX века

Уникальную коллекцию народных костюмов можно увидеть сегодня на выставке "Белая Русь и ее соседи" в минском Национальном историческом музее. Экспозиция прибыла из Санкт-Петербурга - для нее специально отобрали экспонаты Российского этнографического музея (РЭМ). Чем близки белорусы другим народам, а чем отличаются? Об этом расскажут узоры и вышивка.

Костюмы конца XIX века совсем не похожи на те "фольклорные" одежды, в которых выступают "народные коллективы" в наши дни. В аутентичных нарядах все скромно. Орнамент не кричит буйством красок. Белый лен, красная вышивка - простое сочетание.

Не будучи специалистом, даже не отличишь, что какому народу принадлежит. За литовский я принял костюм витебчанки, а за белорусский - наряд девушки из прибалтийской Жемайтии.

Самые необычные на выставке - одежды девочки. Детских нарядов нет в коллекциях белорусских музеев. Тем более таких старых - позапрошлого столетия. Хотя смотрится льняная ткань почти как новая. Наталья Прокопьева, заместитель директора РЭМа, показала мне самый древний экспонат - костюм женщины из Пружанского уезда. Он экспонировался еще на Всероссийской этнографической выставке в московском Манеже в 1867 году!

В Российской империи пристально изучали населявшие ее народы. Нынешний РЭМ возник из этнографического отдела Русского музея императора Александра III, который посылал ученых в экспедиции по Белоруссии, Украине, Прибалтике. Оттуда исследователи привозили на берега Невы те вещи, которые сегодня представлены в Минске.

Не только белорусская, но и польская коллекция в РЭМе - богатейшая в мире. По словам Прокопьевой, во время Второй мировой войны в краковском музее, где хранились предметы этнографии, случился пожар. Многое погибло. А хранившееся в Ленинграде было эвакуировано и сохранено.


Костюмы, яйца-писанки, рушинки, изделия гончаров и кузнецов - все это ждало внимания публики более сотни лет. Фото:Белта

Народные костюмы, привезенные из Санкт-Петербурга, занимают центральное место в экспозиции минского музея. Дмитрий Баранов, заведующий отделом русской этнографии РЭМа, может часами рассказывать, что значат те или иные детали одежды и быта. О старинной свадьбе он знает все настолько подробно, что, кажется, будто только что вернулся на машине времени из прошлого:

- Почему в свадебных одеждах все должно быть ярким? Чтобы на это реагировала сетчатка глаза. Чтобы человек бросался в глаза. В народной традиции яркость ассоциировалась с жизнью. А до того невеста пребывала как бы невидимой. В общем, "невесть что". Да, по народным представлениям, пока девушка не выйдет замуж, она пребывает в переходном состоянии. Она должна в это время не попадаться никому на глаза. И во время свадьбы ей положено плакать - чтобы олицетворять свое перерождение: из девушки в жену. Неслучайно свадьба по-белорусски называется "вяселле" - это не просто что-то веселое, это слово однокоренное с "весной", и если глубже разбирать его этимологию, то оно означает начало новой жизни. Нет ничего случайного в народной культуре - каждая деталь объяснима и наполнена глубоким смыслом.

Айшат Гаджиева, научный сотрудник РЭМа, обратила мое внимание на "парневку", или "двойчатку", прибывшую из Петербурга в Минск и не имеющую аналогов в музеях Беларуси. Это редкий музыкальный инструмент - парная, двойная дудка. На ней играли на смоленско-могилевских землях и в районе Пскова - на территории народа сету, родственного эстонцам. Многие белорусские народные инструменты родом из профессиональной музыкальной культуры, существовавшей на этих землях много веков назад. Скрипка, цимбалы, колесная лира, бубен - все они составляли обязательный набор сельского ансамбля, или капеллы еще во времена Речи Посполитой.

Гаджиева не согласна с тем, что крестьянские музыкальные инструменты можно называть примитивными:

- Возьмите охотничий манок - приманивающую хищника дудочку. Мастер ее должен был сделать такой, чтобы зверь поверил, что его зовет не человек, а другое животное.

Рассматривая музыкальные инструменты, на некоторых мы находим надписи чернилами начала ХХ века, например: "Дудочка. Велиж. у. Вит. губ.". А сотрудники РЭМ знают наизусть, что откуда. Впервые белорусские предметы представлены на исторической родине.

В Минске выставка пробудет до конца января. Яйца-писанки, рушники, изделия гончаров и кузнецов - все это ждало внимания публики более сотни лет. И это не последний совместный проект петербуржцев и минчан. Нина Колымаго, первый заместитель директора Национального исторического музея Беларуси, посвятила в планы на будущее:

- Наш музей много лет сотрудничает с РЭМом. Первой совместной выставкой стала презентация в Минске старинных фотографий "Евреи царской России". Нынешняя выставка поддержана на уровне Союзного государства, Министерством культуры России, которое выделило средства на транспортировку, страховку коллекций. В ответ в следующем году мы повезем свое собрание белорусского костюма в Санкт - Петербург.