Галина Волчек в день рождения представит новый спектакль "Игра в джин"

Пьеса американца Дональда Кобурна "Игра в джин" - непритязательная, немного монотонная (да и как не быть монотонным брюзжанию двух стариков в доме для престарелых над карточным столом?) - в конце 70-х стала лауреатом Пулитцеровской премии и хитом Бродвея. Там ее увидела Галина Волчек и в разгар "холодной войны" убедила власти привезти спектакль в Москву. Ее сыграли Лебедев и Попова, Карпова и Самойлов, еще несколько замечательных актерских дуэтов, а потом о ней позабыли.

Старость и смерть у нас давно предмет стыдливого страха, некоторой брезгливости, или попросту равнодушия. Сегодня, когда смена поколений в театре назрела самым естественным образом, театры заливает эстетика юношеского радикализма. Вопрос, легко ли быть молодым, занимает сегодняшнее общество, кажется, гораздо серьезней, чем вопрос "легко ли быть старым?". И это притом что страна стремительно стареет, а нынешних молодых, возможно, некому будет хоронить. Притом что о пенсии говорят уже 30-летние, а под покровом новогодних огней гнездится депрессия стариков, выкинутых из социальной жизни гораздо раньше, чем поколение их отцов и матерей, не имеющих сегодня ни медицинской, ни социальной защиты.

Галина Волчек, которая сегодня отмечает свой почтенный юбилей, вновь сделала шаг конем. Ее новый спектакль - не юбилейный торт, а горькая пилюля. Она поставила спектакль совсем не в жанре юбилейной и предновогодней патоки, решительно проигнорировав ожидания публики. У нее два виртуозных актера играют не сладкую мелодраму, но горький, даже порой отчаянный гиньоль о последних днях, отравленных равнодушием общества и собственным эгоизмом.

Пространство, придуманное Павлом Каплевичем, представляет собой мрачноватый, полный теней и призраков (видеоряд и видеопроекции Розы Гиматдиновой, Марии Нашикиной, Михаила Карцева и Сергея Рылко) павильон с окнами, выходящими в сад, где еще страшнее, чем внутри. Лепеты и плачи капризных, выживших из ума стариков, больше похожие на младенческие, сливаются в страшноватую симфонию звуков, придуманную и осуществленную Александром и Людмилой Бакши.

И сегодня взгляд Волчек на жизнь бескомпромиссен

Элегантный, сдержанный на вид герой Валентина Гафта Веллер и эксцентричная, кокетливая и нервная героиня Лии Ахеджаковой Фонсия только поначалу могут показаться жертвами обстоятельств. Их предали забвению или предпочли отправить подальше и подешевле их родные. Но актеры смотрят на своих персонажей иначе - не без сострадания, но и без всякого сентимента. Лучистый взгляд Гафта, полный победительного шарма, выражает не любовь, но боль, горечь и желчную обиду на жизнь. А для Фонсии, как ее играет Лия Ахеджакова, внезапно проснувшийся в ней карточный азарт оказывается жадным, порой нелепым, а то смешным, но безусловно жадным азартом к самой жизни, так подло предавшей ее напоследок. Для нее и Валентина Гафта-Веллера игра в джин - это почти детский бунт против природы и бога, так жестоко расправляющихся со своими детьми. Под громы и молнии, с неистовым и совершенно матерным криком, Фонсия Лии Ахеджаковой и Веллер Валентина Гафта умирают, так и не подарив публике катарсического облегчения через страдание. Никакого примирения или смирения - финал спектакля решен Волчек решительно и жестко. Отчаянный вопль, азартная борьба за жизнь вне всякого мудрого созерцания - вот итог перечитанной заново старой американской пьесы.


Галина Волчек, которая сегодня отмечает свой почтенный юбилей, вновь сделала ход конем. Фото:РИА Новости www.ria.ru

Юбилейный спектакль Галины Волчек для двух звезд и оркестра из теней и звуков оказался спектаклем экзистенциальным: азарт и жажда жизни не всегда дарит примирение со смертью.

Дитя страшной войны, наследница трагической истории страны Галина Волчек выражала опыт своего поколения в тревожащих, бередящих совесть, решительных высказываниях-спектаклях. Она была прямо связана с эпохой 60-х, временем утопий и революций. Ее многолетняя борьба за театр была решительной, бескомпромиссной и полной драматизма: она решилась отстаивать его идею перед собственным учителем и основателем "Современника" Олегом Ефремовым. Уходя в 1970-м во МХАТ, он предлагал и всему молодому театру пойти за ним. Но для Волчек это было равносильно предательству.

Благодаря ей "Современник" пережил второе рождение. Сформированный эпохой "оттепели" в 1956 году, он смог стать современным и важным для следующего поколения - поколения 70-х. Волчек почувствовала смену героя и пригласила новых актеров и актрис, ставших знаками поколения, - Марину Неелову, Юрия Богатырева, Валентина Гафта, Константина Райкина. В 1970-м в театр на какое-то время вернулся Олег Даль, чей Васька Пепел, сыгранный в легендарном спектакле Волчек "На дне", стал знаком и символом наступающего времени безвременья.

Кажется, и сегодня взгляд Волчек на жизнь бескомпромиссен (не случайно она поставила спектакль с бунтаркой Лией Ахеджаковой). И по-прежнему полон любви.