В интернете открылась торговля "репликами" вин и крепких спиртных напитков

В Сети открылась торговля "репликами" вин и крепких спиртных напитков.

На запрос "дубликаты элитного алкоголя" поисковик "Яндекс" выдает 157 тыс. ответов. Алкоголь рекламируют примерно так: "Качественный дубликат элитного алкоголя по самым низким ценам! От 80 до 400 руб. бутылка!"

Но одну бутылку вам не продадут - только ящик. Самовывоз невозможен. Доставка - транспортной компанией, оплата через банковский счет или перевод с электронного кошелька. Некоторые компании работают исключительно с регионами, категорически отказываясь продавать спиртное клиентам из Москвы и Подмосковья. При этом бесхитростно советуют страждущим москвичам заказывать его в ближайших к Москве городах - Твери, Рязани, Туле (но повезут его туда, как утверждается, из Москвы), а затем самостоятельно забирать его.

Зачем такая нелепая схема "бутлегерам" - понятно, они так запутывают следы, отдаляя встречу с полицией. Выгодны ли такие поездки за спиртным потребителю? Получается - да.

Вот предложения с одного из сайтов реплик алкоголя: 0,5 л бутылка дубликата водки "Ржаная" - 40 руб., "Зеленой марки" - 75 руб., "Белуги" - 260 руб. Бутылка любого вина - 100 руб. "Мартини" - от 170 до 240 руб., текила Olmeca Gold 1 литр - 200 руб.

Цены на дубликаты виски: Black и Red label - 100 руб., бурбон Jim Beam - 150 руб. Благородный односолодовый Chivas 12 - 170 руб. Вершина издевательства: Jack Daniels - как утверждает реклама, виски со степенью схожести 99% с оригиналом при цене 170 руб.

Здесь же отзыв покупателя по имени Азат: "Вкус и аромат "Джека" на высоте. Не оригинал, но рядовой пользователь не отличит".

Зато продавцы с подкупающей искренностью сообщают: "Не будем лукавить: если бы дубликаты были стопроцентно похожи на продукты, которые они копируют, производители оригинальных напитков давно бы разорились. Знаток найдет нюансы, позволяющие определить, что он имеет дело с копией, но большая часть рядовых жителей России не всегда отличит наш дубликат от оригинала".

Можно ли отравиться дубликатами? Бутлегеры честно отвечают: да, можно, как и любым алкоголем в принципе. Но обещают, что метанола в их бутылках нет: "Для производства дубликатов используется обычный этиловый спирт".

Напрашивается вопрос: почему владельцы брендов и правоохранители это все терпят? А они не терпят. Контрафакт изымается в промышленных масштабах. Но... Вспомните о 157 тыс. ссылок с предложением купить "почти настоящий" виски и коньяка. Рынок наводнен контрафактом, полицейскими мерами спрос и предложение регулировать не удается.

По данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, каждая четвертая бутылка виски в России - поддельная. При том что за 10 лет число поклонников этого напитка выросло с 1% до 10%. И продолжает расти.

Экономика соблазна выглядит так. В магазине вы вряд ли найдете пол-литровую бутылку "Джек Дэниэлса" дешевле 900 руб. Реплику со скидкой предлагают за 170 руб. при условии, что берете три ящика. Фактически вам предлагают ящик бурбона по цене бутылки. Или вот шотландский виски Blue label по смехотворной цене в 100 руб. - а это уже 10-кратный демпинг.

Вот как впечатления от реплики описывает один из пользователей Сети, заказавший ящик виски, чтобы "расплачиваться с рабочими на даче": "Тачанка из Ленобласти прибыла, причем через Желдорэкспедицию. Сначала попробовал сам. Два раза по двести с партийной кличкой Джек Дэниэлс наутро не дали никаких отрицательных эффектов, хотя при первом анализе показались грубыми спиртами с некоей карамельной отдушкой, но с послевкусием паленой резины. Вывод: для здоровья вредно, соотносимо с дешевой водкой, пригодно для употребления в жестком варианте догона, а также для поощрения людей физического труда с непременным предупреждением. Пить, словом, можно, если больше нечего".

Или, как философски заметил другой блогер: пить реплики брендов можно, только если знаешь способ, как затем заполучить реплику печени.

Кстати

Потребление крепких напитков за последнее десятилетие сократилось на 20%. Теперь каждый москвич в год потребляет 10 литров вина, 16,5 литра водки, 2 литра коньяка и 90 литров пива (данные департамента торговли и услуг столицы). В столице участились случаи продажи элитного контрафакта. А в среднем по стране его доля составляет 20-30%.

Оценка директора ЦИФРРА (Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя) Вадима Дробиза радикальнее: продажи нелегальной псевдоэлитной алкогольной продукции в РФ, в том числе через Интернет, достигли 65% рынка крепкого алкоголя.

Конкретно

Иван Соловьев, заслуженный юрист РФ

- Производителей и продавцов такой продукции можно привлекать по целому "букету" статей УК. Это может быть мошенничество, так как налицо обман (ст. 159 УК РФ), незаконное предпринимательство (если отсутствует соответствующая лицензия, ст. 171 УК РФ), а также в случае использования ненадлежащих акцизных марок по ст. 171.1 УК РФ. Если содержимое фальсификата опасно для здоровья потребителей, то - ответственность по ст. 238 УК.

К данному "букету" может добавиться и квалификация по тяжести наступивших последствий для здоровья.

Что касается покупателя, то если он приобретает такой товар для себя, то рискует только своим здоровьем и здоровьем тех, кого собирается таким "пойлом" угощать. Иная ситуация, если покупатель был заранее осведомлен о том, что продукция не является подлинной, и приобретал товар для дальнейшей перепродажи. В таком случае он сам может стать фигурантом уголовного дела с перечнем упомянутых нами статей УК.