И главная задача, стоящая перед антиотмывочной системой любого государства, - эффективно противодействовать такого рода глобальным вызовам и угрозам, способствовать оздоровлению экономики, переводу ее "серых зон" в правовое поле. А также запуск механизмов борьбы с коррупцией, выявление и пресечение каналов финансирования терроризма. На это нацелены сегодня и работники российской системы финансового мониторинга.
Сегодня в этой сфере в Российской Федерации заняты порядка 200 тысяч человек - это сотрудники финансовых организаций, банков, страховых компаний, профессиональные участники рынка ценных бумаг, надзорных и правоохранительных органов, Росфинмониторинга. Именно перед ними стоит задача выявления подозрительных операций, их анализ, проведение финансовых расследований.
Для того чтобы качественно выполнять эти профессиональные обязанности, необходимы соответствующие компетенции.
В начале декабря на совещании в Федеральной службе по финансовому мониторингу руководители и представители ведущих вузов, научных и образовательных центров из России, Кыргызстана и Казахстана обсудили вопросы подготовки высококвалифицированных специалистов для системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. И подписали соглашение о создании первого в России сетевого Института по системной подготовке, переподготовке кадров, повышению квалификации уникальных специалистов для "антиотмывочной" системы
На паритетных началах в институт вошли 15 вузов, научных и образовательных центров из России, Казахстана и Кыргызстана. Они объединяются, чтобы создать единое образовательное пространство в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма, обеспечить воспроизводство современных специалистов в сфере финансового мониторинга на основе интеграции науки с практикой, академической мобильности студентов и преподавателей.
Само обучение специалистов по финансовому мониторингу уникально, как и проект сетевого института, который является пилотным для российской практики. Сетевая форма подготовки кадров обеспечивает возможность освоения образовательных программ с использованием ресурсов сразу нескольких образовательных вузов, в том числе иностранных, а также при необходимости вправе задействовать ресурсы других центров и организаций.
Что касается востребованности такого рода профессионалов, которые будут проходить обучение в рамках сетевого института, то она очевидна. В современном мире создан и действует сектор экономики, заинтересованный в компетентных специалистах по противодействию отмыванию доходов и финансированию террористов. Это не только надзорные и правоохранительные органы, службы финансовой разведки, но и большой круг поднадзорных организаций. Анализ вакансий (порядка 1000), размещенных на крупнейших российских рекрутинговых порталах, показывает, что 90% вакансий по поиску специалистов в сфере финансового мониторинга инициируется банковским сектором, который может выступать в качестве заказчика для подготовки кадров и предоставлять ресурсы для их обучения.
Активизация процессов легализации и отмывания началась еще более 20 лет назад, в тот период, который мы характеризуем как время экономической нестабильности и кризисов, начала офшоризации экономики и незаконных финансовых операций. Косвенно эти события и тенденции влияют и на современную российскую экономику. Доказывают это и недавние примеры - лишение лицензий ряда российских банков (в том числе и двух крупных - Мастер-банк и "Пушкино") за участие в схемах по легализации и отмыванию доходов, возрождение финансовой пирамиды "МММ" и повторный обман вкладчиков, раскрытие незаконных схем по обналичиванию материнского капитала в 42 регионах России. Анализируя эти данные, можно сделать вывод о том, что в стране сохраняется довольно низкий уровень финансовой грамотности населения. А значит, высок риск того, что это незнание может быть использовано в преступных целях. Ущерб же от незаконных действий слишком значителен и выражается в десятках миллиардов рублей, которые не поступают в казну и не могут быть использованы на укрепление и развитие экономики. Недопущение и противодействие подобным незаконным финансовым операциям - задача не только государства, но и населения. Для этого также необходимы повышение финансовой грамотности и правового сознания граждан. Недавний опрос Национального агентства финансовых исследований показал, что количество респондентов, оценивающих свои знания в сфере финансов как отличные или хорошие, составляет всего 13 процентов.
На одном из последних заседаний правительства обсуждался вопрос о введении по инициативе Центрального банка России программы по финансовой грамотности в старших классах школы. Думается, что преподаватели сетевого института со временем придут и в российские школы, чтобы помочь молодому поколению лучше ориентироваться на рынке финансовых услуг и избежать участия в незаконных финансовых операциях.
Россия является авторитетным участником мировой "антиотмывочной" системы. Это участие реализуется через членство в основных международных организациях, противодействующих отмыванию доходов и финансированию терроризма: ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), МАНИВЭЛ (Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег), Группа Эгмонт (объединение финансовых разведок мира) и ряда других. В 2004 году по инициативе Российской Федерации была создана Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ).
Нашей стране удалось совершить качественный прорыв в развитии национальной системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма. В начале 2000-х гг. Россия находилась в так называемом "черном списке" ФАТФ (в него попадали государства, недостаточно сотрудничавшие с данной организацией и представлявшие высокие риски отмывания денег) и за десятилетие выросла до президентства в этой межправительственной организации (в 2013-2014 гг.). На прошедшем в октябре 2013 года Пленарном заседании ФАТФ российская система по результатам защиты отчета о выполнении международных требований была признана одной из наиболее эффективных в мире. Эти успехи - лишь начало пути, нам еще предстоит значительная работа по дальнейшему совершенствованию "антиотмывочной" системы.
Создание сетевого института закладывает основу для подготовки уникальных специалистов, главной целью которых будет обеспечение национальной безопасности нашего государства в финансовой сфере.
Антон Федоров, начальник Управления президента РФ по вопросам госслужбы и кадров:
- Создаваемая система, которая будет работать в модульном или, правильнее сказать, "сетевом" формате, сможет взять на себя функцию подготовки кадров для национальных "антиотмывочных" систем…
Убежден, что консолидация усилий заинтересованных организаций на базе сетевой формы образования, особенно ведущих территориальных вузов, даст свои положительные результаты в деле подготовки кадров уже в обозримой перспективе.
Александр Климов, замминистра образования и науки:
- Считаю, что сетевой институт должен взять на себя решение ряда важнейших вопросов, которые позволят повысить эффективность образовательной деятельности, качество подготовки тех специалистов, которые сегодня востребованы в сфере финансового мониторинга.
Олег Кузнецов, президент Российской академии естественных наук:
- От лица ученых РАЕН мы поддерживаем проект создания сетевого института. И готовы сделать все, что от нас зависит - привлекать членов РАЕН, специалистов из дружественных организаций - все для того, чтобы проект состоялся.
Владимир Овчинников, генеральный директор Международного учебно-методического центра финансового мониторинга:
- Сейчас нарабатывается опыт по сетевому взаимодействию вузов, и мы надеемся, что сможем стать пилотным проектом по линии министерства образования и науки в России и на площадке СНГ… Предлагается подготовку кадров для системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма осуществлять в рамках существующих вузов, сформировав из них сетевой институт.
Евгений Бажанов, ректор Дипломатической академии МИД России:
- В Дипломатической академии с большим энтузиазмом воспринимают проект, и нас в этом поддерживает руководство министерства иностранных дел. Хочу отметить, что мы уже сотрудничаем с Росфинмониторингом по целому ряду направлений… Нам это важно и интересно .
Вузы, научные и образовательные центры - участники сетевого института:
1. Финансовый университет при Правительстве РФ.
2. Дипломатическая академия МИД России.
3. Российская академия естественных наук.
4. Международный учебно-методический центр финансового мониторинга.
5. Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ.
6. Институт законодательного и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
7. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.
8. Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского.
9. Новосибирский государственный университет экономики и управления.
10. Тихоокеанский государственный университет.
11. Ростовский государственный экономический университет.
12. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.
13. Институт дополнительного образования государственных и муниципальных служащих Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики.
14. Карагандинский государственный университет им. Академика Е.А. Букетова.
15. Кыргызско-Российский Славянский университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.