Сегодня в стране, уточнил он, более миллиона проверяющих, но нет данных об объеме средств, которые государство тратит на их работу. Да и граждане не знают, куда и кому пожаловаться, например, при покупке некачественных продуктов или опасных товаров.
Только на страже рыболовства стоят 64 тысячи федеральных контролеров, которые проводят по 300 тысяч проверок в год, а число пойманных и наказанных браконьеров исчисляется десятками.
"Зачем такой надзорный орган?" - задался вопросом Чуйченко.
Страна, дал он понять, готова к сокращению контрольной опеки, в частности, функций Роспотребнадзора. Россияне смогут и через иски в суды, штрафы добиваться справедливости, что сразу приведет рынок в чувство. А контролеры начнут работать на предупреждение нарушений и проверять тех, кто является "носителем" потенциальных рисков. Для этого потребуется на всех уровнях и во всех ведомствах внедрить специальную систему управления рисками. Пока она есть только в Федеральной таможенной службе.
Не исключено, что в стране появится и "головной" орган, который будет контролировать контролеров. А основными принципами проверок станет плановость, результативность и отчетность. Их вынесут на публичное обозрение, как только в Интернете заработает единый федеральный портал проверок. Это может случиться уже весной 2014-го. Данные о каждой проверке будут размещаться на портале под отдельным номером и включать информацию о том, кто ее инициаторы, на каком основании и по каким мотивам проводится, сколько времени займет и сколько на нее государство потратит денег, пояснил руководитель администрации президента Сергей Иванов. Но главными будут результаты. По его словам, в 2012 году контрольно-надзорные органы страны выходили на проверки свыше миллиона раз, выписали административных штрафов на 19 миллиардов рублей. Но взыскали в казну лишь 12,5 миллиарда. Иванов также рассказал, что количество сотрудников из 17 ведомств, контролирующих строительство моста на остров Русский, к саммиту АТЭС превысило в итоге "армию" рабочих, его строящих. "Бумаги исписали даже не на килограммы, а на тонны", - заметил он. По словам Сергея Иванова, работа над Концепцией повышения результативности и оптимизации контрольно-надзорной деятельности на всех уровнях власти на 2014-2018 годы завершается.
Свою порцию перца добавил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Он подсчитал, что только на одну проверку казна тратит 22-28 тысяч рублей. За год с учетом работы 28 проверяющих органов получается 70 миллиардов рублей, что несопоставимо с теми же взысканными административными штрафами. Шохин предложил уменьшить перечень видов контроля и пересмотреть принципы проведения проверок, причем с поправками в законодательство. Например, избавиться от дублирования ветеринарного и экологического надзора, надзора по промышленной безопасности и строительству. Глава РСПП большие надежды возлагает на развитие в стране независимого аудита и на повышение доверия к саморегулируемым организациям. Их деятельность, по его мнению, может со временем заменить проверки госорганов. Для бизнеса же такая реорганизация системы станет стимулом к самоконтролю.
Тему продолжил первый заместитель Генерального прокурора Александр Буксман. Он обрушился на "беззубость" надзорных ведомств. На Рослесхоз, который провалил инвентаризацию лесов и допускает незаконные рубки леса. На Ространснадзор и Росавиацию, которые не предупреждают нарушения на дорогах и в небе. На Россельхознадзор и Роспотребнадзор, которые "попустительствуют ввозу в страну опасных мясных, молочных и рыбных продуктов". На инспекции жилищного и муниципального контроля, которые не трубят в набат об аварийном состоянии жилья и нарушениях в жилищной сфере. Информацию об этих и других фактах, направленную на совершенствование государственного контроля и надзора, Генпрокуратура направила президенту страны, уточнил Буксман.
Глава Счетной палаты Татьяна Голикова говорила о внутреннем контроле федеральных органов власти. Эта система, по ее словам, развита недостаточно. "Если бы такая работа была надлежащим образом налажена, не было бы необходимости проводить контрольные мероприятия в таком объеме", - отметила Голикова. Необходимо разработать критерии и методики оценки эффективности бюджетных расходов и порядок их применения для отдельных отраслей с учетом их особенностей. "Мы с коллегами из минфина по поручению президента начали проработку этой проблемы, - сообщила Голикова. - Создана рабочая группа с привлечением экспертов. Призываю коллег из регионов присоединиться к данной работе".