Есть о чем вспомнить даже отчаянно ностальгирующим по разномастной "попсе" девяностых - здесь вам и The Backstreet Boys, и Eminem, и HIM, и Moby, и Korn с Бритни Спирс. Более того, все чаще слышны вздохи по ушедшим "нулевым", что не может не пугать. К услугам более молодых любителей козырнуть любовью к "олдскулу" - новые Franz Ferdinand, Yeah Yeah Yeahs - ну и дальше по списку. Печальные хипстеры поглядят на дождь за окном под дебютный альбом нового проекта Тома Йорка, Фли и Джои Варонкера Atoms for Peace, веселые хипстеры попрыгают под новый релиз Daft Punk, "антихипстеры" удивятся новым альбомам Сержа Танкяна и положат их на дальнюю полку. Любители попа старой закалки тоже не уйдут обиженными - Стинг и Селин Дион записали в 2013-м более чем достаточно.
Пожалуй, самые громкие релизы года состоялись в среде "семидесятнического" хард-рока. В апреле девятнадцатый студийный альбом выпустили Deep Purple. Пластинка так и называется - Now What?! То есть иллюстрирует самую закономерную реакцию на появление новой работы этой, несомненно, некогда великой группы. Гиллан и компания решили даже напомнить о том, кем они были раньше, включив в одно из изданий концертную версию Smoke on the Water. Впрочем, едва ли это подействует - слушатель новой пластинки Deep Purple наверняка будет ровно тот же, что и у предыдущих недавних работ группы, надеяться услышать здесь что-то новое просто наивно. Любопытно, что и давно разумно отошедший от дел коллектива Ричи Блэкмор отметился в 2013 году альбомом - Blackmore’s Night подарили поклонникам еще 13 милых "фолковых" стилизаций (отечественных слушателей потешит новая порция "клюквы" от Блэкмора с супругой в виде песни Troika). Другим событием, всколыхнувшим хард-роковую среду, стал новый альбом Black Sabbath (тоже, что забавно, девятнадцатый по счету), внезапно записанный максимально приближенным к классическому составом. Пластинка с бесхитростным названием 13 (таких, кстати, в этом году вышло несколько, но остальные мы по этическим и эстетическим соображениям упоминать не будем) была с восторгом принята публикой и получила целых три номинации "Грэмми". Сложно сказать, насколько это адекватное мерило для творчества таких групп как Black Sabbath - дело ведь совсем не в этом. Преданные поклонники остались очень довольны, а большего от Оззи и компании в 2013 году и не нужно ждать. В конце концов, многие действительно истосковались по вокалу Осборна и настоящему "классическому" дум-металу (разительно отличающегося от того "заторможенного death metal", который играется сегодня).
А вот кто действительно удивил - так это Маккартни, записавший в этом году один из лучших своих альбомов. Конечно, каждая новая пластинка неутомимого сэра Пола (только в том году издавшего целых две) - это событие. Но мало кто ожидал, что он сможет записать альбом, который в среде любителей составлять всяческие рейтинги будет уверенно претендовать на альбом года. И - вполне, надо сказать, заслуженно. Записанный с участием аж четырех продюсеров, разнообразный, суперсовременный и яркий альбом New определенно порадует многих.
А ведь было ему с кем посоперничать! Вот, например, Игги Поп и его старые товарищи The Stooges взяли и выдали пятый студийный альбом (второй после "классического" периода 60-х-70-х) - спустя шесть лет после предыдущего релиза! И опять не разочаровали. С первой же секунды на слушателя обрушивается узнаваемый "гаражный" звук, и на фоне бодрящих риффов звучит голос вечного Игги. Не обошлось и без "баллад" - "дедушка панк-рока" в последнее время стал довольно сентиментальным, что он подтвердил и годом ранее своим трогательным "сольником". Но это ему вполне к лицу.
Решил прервать десятилетнее молчание и друг озорной молодости Игги Попа Дэвид Боуи. Пришелец с Марса записал великолепную пластинку - современную - и при этом узнаваемую, очень рок-н-ролльную и свежую. Неудивительно, что в чартах она взлетела моментально.
Студийные сольные альбомы Роджера Тейлора тоже выходят отнюдь не каждый год. В 1981 году он начал сольную карьеру - еще стуча по барабанам в Queen и еще не создав свой знаменитый сайд-проект The Cross. Дебютная пластинка называлась Fun In Space. Вышедшая в 2013 году (спустя 15 лет после предыдущей) - Fun On Earth. Остается надеяться, что формирование этой дилогии не означает, что альбом станет для Тейлора последним - его сольные работы куда интереснее, чем коммерческие балаганы, которые он и Брайан Мэй устраивают вместе с подвернувшимися под руку медийными персонажами.
Зато герой "новой волны" Гэри Ньюман выпускает новые альбомы с завидной регулярностью - раз в несколько лет. В этом году нам снова повезло. Интересно, что пока "индустриальщики" восьмидесятых постепенно смягчают свой звук и идут к "синти-поп-корням", более ранние "электронщики" уверенно ужесточают и утяжеляют звучание. Новая пластинка Ньюмана Splinter - замечательное тому подтверждение, ее тоже можно смело относить к числу лучших работ года. Британская электронная сцена порадовала нас в этом году и выходом нового альбома Depeche Mode. Delta Machine - так он называется, - и придется по вкусу он всем любителям хорошего современного синти-попа. Продолжили славную традицию выпуска хороших пластинок с заметно модернизированным звуком и Pet Shop Boys с их работой Electric. Удивительно, но это - один из лучших синти-поп альбомов года с трогательными воспоминаниями о "красной клюкве", отсылками к Гринуэю и Найману и настоящим звуковым пиршеством. Интересно, что альбом с таким же названием в этом году выпустил и Ричард Томпсон - человек, не нуждающийся, как и его музыка, в каких-то рекомендациях.
Бурлила жизнь и в "индустриальной" среде - великие Laibach выпустили EP, предваряющий выход в 2014 году нового альбома Spectre (остается только ждать), который, судя по всему, будет посвящен "Закату Европы". Skinny Puppies выпустили новый - несмотря на название, скучноватый - альбом Weapon, KMFDM традиционно "зажгли" с новым альбомом Kunst, Suicide Commando выдали очередную порцию своих EBM-боевиков под общей вывеской When Evil Speaks. А легендарный Трент Резнор разродился сразу двумя долгожданными релизами - номерным альбомом Nine Inch Nails - Hesitation Marks (очень добротным) и дебютным альбомом его нового проекта How to Destroy Angels - Welcome Oblivion (требующим вслушивания, но тоже замечательным). Отрадно слышать, что дело таких деятелей как Резнор есть кому поддержать - причем с довольно неожиданной стороны. Замечательный гитарист Limp Bizkit Уэс Борланд с 2007 года создает отличные пластинки на участке между NIN и индастриал-металом в духе Мэрилина Мэнсона. Альбом 2013 года его проекта Black Light Burns под названием Lotus Island - безусловно, один из самых интересных в этом году. Идол трип-хопа Tricky записал свою юбилейный - десятый - и, по мнению самого артиста, лучший альбом False Idols. Впрочем, любители Portishead или Massive Attack, скорее всего, начнут зевать.
Любители "классической" электронной музыки были в этом году обрадованы сразу несколькими новыми релизами мэтра Клауса Шульце - они в особой рекламе не нуждаются, как и новая доза шумовых атак Merzbow.
Немного новостей из мира прогрессив-рока. Рад сообщить тем, кто еще не в курсе, что человечество дождалось выхода нового альбома Guapo - а ожидало оно его целых пять лет. Британские авант-прогеры, как всегда, концепутальны, мрачны и обволакивающи. Отдельное спасибо за концертную версию Five Suns.
Кстати, об авангарде. Прославленный немецкий звуковой террорист Бликса Баргельд снова занялся самостоятельными проектами. Точнее - полусамостоятельным, в этот раз ему помогал итальянский музыкант-экспериментатор Тео Тардо. Альбом оправдывает все ожидания - он выдержан полностью в духе Бликсы. И это замечательно. А в это время группа его друга Ника Кейва, в которой он сам ранее поигрывал, выпустила очередной аудиосборник мрачных пост-панковых рассказов под названием Push the Sky Away. Отметился второй сольной пластинкой и один из самых музыкальных кинорежиссеров современности - великий и ужасный Дэвид Линч. Мрачная электронная экспериментальщина Линча - лучший способ првоести время после просмотра его фильмов. Ну и, конечно, нельзя не вспомнить о вездесущем Майке Паттоне, который записал новый альбом с Tomahawk. Его соратник Buckethead тоже нашел, чем порадовать публику.
Мир "тяжелой" музыки, разумеется, тоже не спал. Motorhead записали новый альбом Aftershock, который, ровно как и все предыдущие оправдал ожидания на сто процентов - аутентичный трэшевый хард-н-хеви с блюзовыми нотками. Почетные члены так называемой "большой американской четверки" трэш-метала Anthrax порадовали каверами на своих еще более почтенных товарищей в альбоме Anthems, в то время как их соратники Megadeth зачем-то решились на запись совсем нового материала. Решили о себе напомнить циничные покорители "Евровидения" - монстры Lordi, остающиеся флагманами современной - довольно бессмысленной, но весьма порой забавной - реинкарнации хеви-метала. И пока ветераны жанра снова безнадежно пытаются вернуть интерес к законсервированному звуку (новый альбом U.D.O.), злобные финские тролли продолжают порционно штамповать ироничную постмодернистскую кашу, что на таком фоне выглядит почти свежо. Недавние герои трэша и металкора Dead Shape Figure и DevilDriver немного расстроили окончательным уходом в банальный melodic death, зато после многолетнего перерыва на арену вернулись короли deathgrind Carcass с бескомпромиссным альбомом Surgical Steel - событие, достойное того, чтобы его отметить пинтой стаута.
Джелло Бьяфра продолжает терроризировать своих соотечественников, правительство, республиканцев, демократов - всех подряд. Новый альбом Jello Biafra & The Guantanamo School Of Medicine - White People and the Damage Done, как и все последние работы экс-фронтмена легендарных Dead Kennedys, бьет наповал.
За весь industrial metal "отдувался" Rob Zombie, но его новый альбом с психоделическими нотками Venomous Rat Regeneration Vendor до того хорош, что ничего другого и не нужно. Самый настоящий электро-рок-н-ролл, зловещий Дядя Роб свое дело знает.
Новый альбом Soulfly - Savages, записанный с участием обоих братьев Кавалера, тоже достоин пристального внимания и похвалы. Тем временем главное детище семейства - Sepultura - отметилось своей новой работой. Собственно, от звука легендарного коллектива там ничего не осталось, но сам по себе альбом The Mediator Between Head And Hands Must Be The Heart - отличный образец современного грува. Хороший новый гранж и пост-гранж сегодня встретишь нечасто, а в этом году вышли целых две пластинки с достойным материалом - оно и немудрено: ведь записали их такие признанные лидеры жанра как Alice in Chains и Pearl Jam. А ценителей более "крепкой" музыки в этом году могут порадовать новые альбомы Deicide и Immolation - причем первые выпустили весьмпа бодрую пластинку, а вторые решили немного поэкспериментировать с думом. И, конечно, великие Suffocation - эти мощные техничные парни не нуждаются ни в каких представлениях.
Блэк-метал-сцена уже давно перестала привлекать внимание широкой общественности. Самое интересное, что там происходит, уже давно вышло за рамки жанра, получив название пост-блэка - при этом избежав разрастающегося вокруг этого некогда ультраандеграундного жанра хипстерского болота. Такому деятелю, как Варг Викернес, впрочем, это все вряд ли интересно - он как записывал "блэкгейз" до его официального появления, так и записывает его сегодня. Прошлогодний альбом Burzum был несколько в плохом смысле тосклив - и "Граф Гришнак" решил тряхнуть стариной и вновь попробовать себя в эмбиентовом минимализме. Получилось довольно интересно, послушайте сами.
Не обошлось и без ярких дебютов. Всеобщее внимание обратил на себя талантливый парень из Голландии с альбомом Cabinet of Curiosities. Jacco Gardner стал настоящим открытием года - хвалят его буквально все - и совершенно справедливо. Неопсиходелика остается одним из самых интересных явлений нашего времени, и эта пластинка убедительно доказывает этот факт.
Не уходя в составление бессмысленных рейтингов, просто перечислим альбомы этого года, которые ни в коем случае пропускать нельзя.