Второе место по популярности занимают горнолыжные и экскурсионные туры по Европе. Причем в ряду горнолыжных стран вперед вырвалась Италия, обогнав французские и австрийские Альпы. Среди экскурсионных направлений лидирует Чехия, а также, по данным туроператоров, на 30% вырос спрос на отдых в Прибалтике.
Среди туристов, проводящих новогодние каникулы на родине, традиционно популярны поездки в Санкт-Петербург и по Золотому кольцу. Вместе с тем в этом году очень популярны экскурсии в Москву. Что касается общего спроса на отдых, то, по наблюдениям экспертов, произошло его смещение в сторону более экономичного сегмента рынка.
- Никакого глобального изменения спроса по пляжным направлениям не произошло, - говорит Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР. - По прежнему впереди Египет и Таиланд. За Уралом лидирует Таиланд, туристы средней полосы России выбирают Египет, зависит это от дальности перелета и соответственно от стоимости. Однако несмотря на свое лидирующее положение, эти страны недополучат своих туристов по сравнению с прошлым годом.
По словам исполнительного директора АТОР, причины на поверхности. Ранние бронирования зимних туров в конце августа и в сентябре были очень активными, и туроператоры рассчитывали на высокий спрос, но в разгар сезона продаж в странах сложилась неспокойная политическая обстановка, и МИД рекомендовал россиянам воздержаться от посещения Египта, а позже и Таиланда. Продажи упали, а в Египет и вовсе были приостановлены. Разрушительный тайфун на Филиппинах также косвенно снизил спрос на поездки в Таиланд и другие страны юго-восточного направления.
В результате все туркомпании отмечали провал спроса в октябре - начале ноября. Бронирование новогодних туров активизировалось в середине ноября, когда МИД отменил свои рекомендации и нормализовалась обстановка в Таиланде. По данным аналитической службы АТОР, в ноябре на долю Египта пришлось 24,3% запросов агентств. Это меньше, чем в ноябре прошлого года (-3%). По сравнению с октябрем количество запросов по Египту в ноябре выросло почти на 30%, а количество запросов по Таиланду в ноябре выросло на 60% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Популярным направлениям туркомпании предлагали альтернативные варианты - ОАЭ, Индия и другие. ОАЭ уже не первый год становятся заменой массовым пляжным направлениям во времена нестабильности. Сегодня прирост по ОАЭ составляет 10%, и эксперты не исключают, что это направление войдет в тройку лидеров. По подсчетам аналитической службы АТОР, количество запросов по ОАЭ в ноябре возросло почти на 50% в сравнении с ноябрем прошлого года. Туристы уже полюбили ОАЭ. Да и сами Эмираты для привлечения отдыхающих придумывают все новые развлечения. В этом году 31 декабря в Дубае пройдет самое большое в мире шоу фейерверков.
На вьетнамском направлении в ноябре спрос вырос на 60% (данные АТОР). В отдельных российских регионах, например, в Сибири, спрос вплотную приблизился к "тайскому". Прямые рейсы в разные аэропорты Вьетнама включены в зимнее расписание городов Новосибирска, Красноярска, Омска, Кемерово, Барнаула, Новокузнецка, Иркутска, Братска, Улан-Удэ, Читы и др. Причем из части городов в этом сезоне чартерные рейсы полетят впервые. Произошло это благодаря выходу на это направление новых туроператоров как крупных федеральных, так и региональных. Что, конечно, вызывает конкуренцию, особенно в Красноярске и Новосибирске, и непременно сказывается на цене туров.
По словам Анны Подгорной, генерального директора компании "Пегас Туристик", сегодня во Вьетнам прямые рейсы предлагаются из 29 городов России. Расширилась не только география вылетов, но и ассортимент программ, появились и новые направления в самом Вьетнаме.
- Вьетнамцы вложили средства в реновацию гостиничной базы, в стране действует облегченный визовый режим, безопасно, местные жители доброжелательны, кроме того цены ниже, чем в сравнимых по категории объектах размещения в Таиланде. У направления большое будущее, - считает Анна Подгорная.
Однако некоторые специалисты призывают не переоценивать возможности Вьетнама.
- Рост идет с нуля, путевка в Нячанг стоит дороже тура в Паттайю, а по уровню инфраструктуры Вьетнам - это Таиланд 30 лет назад, - говорит Игорь Соловьев, директор компании "Центральное бюро путешествий" Новосибирска.
Другие пляжные направления, например, Шри-Ланка, Маврикий, Доминиканская Республика, хорошо продавались по акциям раннего бронирования в конце августа - сентябре. Как рассказывает Анатолий Гаркушин, генеральный директор компании "Пантеон", если экскурсионные путевки в Европу уже практически все раскуплены, то на дальних пляжных направлениях места еще есть. Эксперт объясняет это тем, что эти туры более дорогие, и сокращенными каникулами - "страны неблизкие и не все могут себе позволить уехать надолго".
Наиболее востребованы в этом году, по словам Анатолия Гаркушина, поездки со 2 по 9 января. Это подтверждают и другие туроператоры, одновременно отмечая, что привыкшие отдыхать более недели туристы бронируют поездки до Нового года.
Надо сказать, что туроператоры потеряли немалую часть "новогодних" клиентов - это чиновники и сотрудники компаний, привлеченные к работе на Олимпиаде в Сочи. "У вас Новый год будет 18 марта", - заявил президент России Владимир Путин. И чиновники отложили каникулы до весны.
Зимняя Турция сегодня также востребована, доля продаж в ноябре выросла на 1,6%, а количество запросов увеличилось в 2,5 раза (данные АТОР). Комментируя такой интерес, Анна Подгорная отмечает, что в Турции зимой туристам интересны гостиничные комплексы высокого класса с самодостаточной инфраструктурой, где есть и СПА-центры, и спортивные центры, кинотеатры, боулинги, биллиардные и другие составляющие полноценного отдыха.
Что касается горнолыжных туров, то, по мнению специалистов, наравне с круизами это наиболее стабильные туристические направления. Как рассказывает Максим Приставко, заместитель генерального директора туристической компании "Джет Тревел", "новинок нет, улучшаем то, что есть".
- Начальная динамика продаж к началу декабря сулила лучшие результаты, но общий провал спроса в октябре сказался и на горнолыжных турах, - говорит Приставко.
Эксперт отметил, что спрос сместился в сторону массового продукта, и, как следствие, увеличились объемы и запросы по Франции, где широко представлен ассортимент недорогих отелей и апартаментов, а также по Италии, где цены на гостиницы более демократичные. В горнолыжном секторе существенно снизился спрос на дорогой сегмент.
В разделе экскурсионных программ лидируют Чехия и Прибалтика. Ирина Петрова, генеральный директор компании "Солвекс тревел", отмечает существенный рост по этому направлению. "Высокий спрос, особенно в Ригу на новогодние праздники, отличительная особенность этого года", - отмечает она.
В Чехию пик спроса пришелся на февраль - март. Как отмечают эксперты, "чешский" Новый год оказался россиянам не по карману.
Что касается России, впереди Санкт-Петербург, Золотое кольцо и Великий Устюг. Однако, как рассказала Ирина Щеголькова, пресс-секретарь Ростуризма, в этом году Вологда выбрана новогодней столицей России. Поэтому спрос на посещение резиденции Деда Мороза в Великом Устюге повышенный, ведь Вологда предпринимала все усилия, рекламируя его как новогоднюю столицу, заметила г-жа Щеголькова.
Что касается других регионов России, то, по словам Оксаны Булых, коммерческого директора группы компаний "Алеан", активным спросом пользуются здравницы и экскурсионные программы Красноярского края, Белоруссии и Украины, в частности Киев, Западная Украина и Одесса.
С Украиной ситуация особенная. В связи с событиями в Киеве уровень продаж путевок на Новый год (а направление очень востребовано) непосредственно в Киев резко снизился, но не в другие экскурсионные регионы Украины.
В этом году Москва и Московская область решительно подготовились к Новому году. Не только в городе найдется много развлекательных мероприятий, но и в ближайшем Подмосковье. В частности культурно-образовательный центр "Этномир" привлечет туристов уникальным памятником, символизирующим встречу четырех мудрецов - собирательный образ представителей стран Северной и Латинской Америки, Африки и Европы. Мудрецы ведут между собой безмолвную беседу. Памятник непременно станет одним из посещаемых туристами, ведь скульптурная композиция олицетворяет единство путей познания мира во всем его разнообразии. Такой подход должен быть близок туристам всех стран.