1. Скандал
Список громких событий в области балета начался с бидона кислоты, выплеснутой в лицо худрука Большого балета Сергея Филина. Узкие специалисты-балетные критики получили минуту славы на всех телеканалах, комментируя криминал. Продюсеры забеспокоились, как пройдут гастроли Большого балета в Австралии и Великобритании - как выяснилось, напрасно. Сейчас три признанных виновными персонажа сидят в тюрьме, их друзья пишут петиции, а худрук Филин, бывший одним из самых красивых принцев Большого, почти год спасает зрение в немецкой клинике. Парадокс, но, судя по реакции публики на гастроли театра, репутационные издержки остались не за русским балетом, а за страной в целом.
2. Лучшее событие
С этого сочинения Игоря Стравинского на Русских сезонах в Париже началась главная балетная революция ХХ века. Ее влияние на вкусы и умы не переоценить, разве что на родине к эмигранту Стравинскому относились традиционно сдержанно. Однако игнорировать вековой юбилей, прослыв дикарями, было невозможно, и оба ведущих музыкальных театра, Большой и Мариинский, постарались достойно его отметить. Большой почти месяц принимал лучшие труппы мира с их собственными постановками великой партитуры: отметились Балет Мориса Бежара, труппа Пины Бауш, Национальный балет Финляндии. От себя хозяева предложили для комплекта "Апартаменты" в хореографии Матса Эка и новую версию "Весны..." Татьяны Багановой. Мариинский масштабом не поразил, но выставил свой оригинальный спектакль в постановке "новой Пины Бауш" Саши Вальц и быстро вывез его на гастроли. Новая петербургская "Весна..." революцию не сделала, но Париж опять был в восторге.
3. Разочарование
Сторонние наблюдатели недоумевали - что плохого, если бывший замечательный танцовщик возьмется руководить балетной школой. Причастные же возмутились: десятилетиями не Москва, а Вагановская академия поставляет в столицу педагогов и артистов балета. А кем-то руководить Цискаридзе вовсе еще не пробовал. Но минкультуры решило, что все в жизни бывает в первый раз, и не пожалело в качестве полигона уважаемую балетную школу.
4. Премьера
За всеми страстями сезона незаметно прошла очень славная премьера. Французский мэтр Пьер Лакотт поставил на исторической сцене Большого старинный балет в трех действиях. Оригинал Обера 1852 он восстанавливал в своей манере - по гравюрам, отзывам в тогдашней прессе и согласно собственным представлениям об эстетике времени. Получился изящный спектакль "во французском вкусе" с наивным сюжетом - переменой невест, благородным разбойником и дочерними чувствами. Почти тридцать лет назад Лакотт уже ставил этот спектакль специально для Рудольфа Нуриева, а для Большого доработал и расширил танцевальный текст до почти трех часов сценического времени. В "нуриевской" роли главного разбойника блеснул московский американец Дэвид Холберг. Благородством манер и легкой иронией к происходящему Холберг, как камертон, настроил всю труппу, отчего спектакль из милой вещицы превратился в достижение сезона.