Руководство предприятия после безуспешных попыток получить деньги обратилось в головной холдинг с предложением - расторгнуть соглашение о социальном партнерстве с властями региона. И уже готово отказаться от финансирования реконструкции городского центра развития ребенка. Предполагалось, что в Новоалтайске оплата реконструкции должна была проводиться из средств, которые поступят в счет погашения задолженности местных тепловых сетей. Конечно, до разрыва партнерских отношений дело дойдет едва ли. Но сложившаяся ситуация уже никого не удивляет.
На прошлой неделе в Барнауле прошло совещание, посвященное предварительным итогам социально-экономического развития Алтайского края в 2013-м и задачам, стоящим перед муниципальными образованиями в новом году. Первый заместитель губернатора Сергей Локтев констатировал:
- Проблема, которую нужно решать безотлагательно, связана с задолженностью предприятий ЖКХ перед энергоснабжающими организациями. На 1 декабря просроченная задолженность за потребленную электроэнергию составила 352 миллиона рублей, и за год она увеличилась более чем на 22 процента. Оптимизация работы ЖКХ и повышение качества услуг в этой сфере - главные направления развития отрасли. Для обеспечения безубыточной деятельности предприятий ЖКХ особое значение приобретают меры по оптимизации издержек, рост производительности труда и укрепление платежной дисциплины потребителей. Для оптимизации издержек не надо изобретать велосипед - чтобы повысить энергоэффективность предприятий, следует принять комплекс мер по энергосбережению. Особое внимание муниципальным властям стоит уделить взаимодействию с тарифным регулятором.
Долги жилищно-коммунального комплекса - это лишь часть общей проблемы, которая за несколько последних лет стала самой серьезной для муниципальных властей. Речь идет об острой нехватке средств в местных бюджетах. Полномочий много, а денег мало. В результате практически все муниципальные образования, даже те, которые не так давно считались вполне благополучными, увязли в многомиллионных кредиторских задолженностях. Где найти недостающие средства, к примеру, в 59 сельских районах? В земле, считают в краевой администрации.
- Главная составляющая доходной части бюджета в муниципальных образованиях - налог на землю и арендная плата за нее. Однако в ряде сельских районов работа по надлежащему оформлению долевых земель и невостребованных земельных долей ведется неудовлетворительно. Это препятствует оформлению участков в долгосрочную аренду и отрицательно сказывается в плане рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, - объясняет куриующий АПК вице-губернатор Александр Лукьянов.
Другой существенный резерв кроется в ответственном освоении тех немалых средств, которые перечисляются из федерального бюджета в регионы через различные программы поддержки сельского хозяйства, образования и социальной сферы.
- Федеральная власть жестко контролирует то, как выделяемые бюджетные средства используют в регионах. И удивительно, что некоторые из вас не знают, в каком режиме край получает эти деньги, - обратился к муниципальным главам губернатор Александр Карлин. - Средства выделяют для конкретного объекта, и замена его на другой, особенно - на стадии реализации программы, исключена либо крайне сложна. Оценка выполнения той или иной программы осуществляется не "котловым" способом, а персонифицировано, по объектам. И если будет провал хотя бы по одному из них, то в дальнейшем доступ к федеральным ресурсам окажется затрудненным для всего региона. Главы должны понимать: подводя свой район или город, вы наказываете край.
Третий резерв кроется в полном использовании нескольких базовых видов налогов. Когда региональные власти призывают муниципалитеты работать с землей современными методами, то имеются в виду не только технологии ее обработки, но и использование земельных ресурсов в качестве основного источника пополнения местных бюджетов. За ссылками руководителей муниципального уровня на сложность проведения кадастровых работ и регистрационных процедур, отнимающих много средств и времени, иногда стоит нежелание или незаинтересованность в наведении элементарного порядка в земельных отношениях.
- Если честно, то речь идет о заинтересованности в обратном - чтобы порядка не было, - уверен Александр Карлин. - Поэтому теперь в данном вопросе мы будем проявлять больше требовательности. Также опыт показывает: если сельхозтоваропроизводители, работающие в каком-либо районе, погасят задолженность по подоходному налогу своих работников и по аренде земли, то кризис в муниципальном бюджете будет преодолен. Не поленитесь - проанализируйте как следует работу конкретных предприятий и конкретных собственников в вашем районе.
Между тем краевая власть приняла принципиальное решение в отношении несвязанной государственной поддержки сельхозпроизводителей. В 2014 году ее не будут выплачивать авансом территориям, где есть нерешенные вопросы по возврату части средств господдержки, выделенных в нынешнем году. Напомним: учитывая сложное положение крестьян после тяжелейшей засухи 2012 года, средства погектарной поддержки были перечислены авансом под гарантии сельхозтоваропроизводителей. Однако затем в девяти районах края размер заявленных посевных площадей не подтвердился. Пришлось обращаться в судебные органы, чтобы взыскать излишки перечисленных субсидий.
Кстати
В начале следующего года в Алтайском крае создадут постоянную рабочую группу по оценке ситуации в бюджетной сфере городских округов и сельских районов. Помимо финансистов, в нее войдут представители краевых ведомств. Рассмотрение вопросов на заседаниях рабочей группы будет носить заявительный характер - так, предполагается, что представители муниципалитетов сами поднимут свои проблемы. А специалисты рабочей группы оценят финансовую ситуацию в районе или городе. Вынесенные оценки будут учитываться краевыми властями при принятии решений об оказании финансовой поддержки.