Перелет на вертолете-такси до "Шереметьево" будет стоить 3 тысячи рублей
В создание сети вертолетодромов вокруг МКАД частные инвесторы вкладывают $100 млн - такую сумму назвал глава крупной девелоперской компании Александр Хрусталев. Самый амбициозный проект "Хелипорт Москва" - вертолетный центр площадью один гектар на берегу Мякининской поймы - фактически уже заработал. Пока здесь проводят показательные полеты и на открытой площадке базируются 5-7 машин. Но весной здесь начнут строить ангары на сто вертолетов, а на открытых стоянках можно будет разместить до 200 винтокрылых машин.
"Хелипорт" ориентирован на обслуживание коммерческой малой авиации, но объявлено, что здесь смогут бесплатно приземляться медицинские, спасательные и военные вертолеты. Общая площадь объекта - три гектара. Ожидается, что в полную силу комплекс заработает в 2015 году. Рядом с площадками и ангарами построят ремонтную базу, гостиницу и центр развлечений.
Вместе с другими существующими и строящимися вертолетными площадками по внешней стороне МКАД город за два года получит гигантский транспортный хаб малой авиации. Главная изюминка - аэротакси, на услуги которых, по оценке инвесторов, спрос будет подогреваться мрачными московскими пробками.
Но при всей оригинальности проекта полезно помнить, что воздушное такси у москвичей уже было. Хотя и в меньших масштабах, но в самом городе, а не за Кольцевой. С 1960 по 1971 год в Москве на Ленинградском проспекте, 37А, располагалась "Вертолетная станция Аэрофлота". Отсюда на Ми-4П и Ми-8 пассажиры долетали за 20 минут до аэропортов Шереметьево и Внуково, а за 25 минут - до Быково. Билет стоил 2 рубля, для детей в возрасте от 5 до 12 лет - 1 рубль, дети до 5 лет летали бесплатно. От метро "Динамо" пассажиров к вертолету доставлял бесплатный автобус.
Сегодня полеты пассажирских и частных вертолетов над Москвой запрещены, а час аренды вертолета в Подмосковье стоит от 25 до 50 тыс. рублей. Современные вертолеты не столь вместительны, как советские аэрофлотовские Ми-8 (хотя никто не мешает возобновить перевозки и на Ми-8). Так, популярный "Еврокоптер" AS350 B2 берет на борт до пяти пассажиров, а "Робинсон" R44 - не больше трех. Поэтому полет недешев.
Но нынешние цены нельзя назвать рыночными, конкуренция почти отсутствует. Другое дело, когда в качестве аэротакси задействуют 200-250 вертолетов. В этом случае стоимость 15-минутного полета из "Хелипорта" в Шереметьево будет стоить 2 тыс. рублей - при условии полной загрузки вертолета.
Эксперты считают, что, по мере того как на рынке вертолетных услуг будет обостряться конкуренция, будут и еще более привлекательные предложения.
Показательно то, что подмосковный "вертолетный бум" в немалой степени обеспечивается личной инициативой энтузиастов. Тот же Хрусталев всерьез увлекся малой авиацией и получил удостоверение пилота "Робинсона". И не скрывает, что стал девелопером подобного проекта именно из-за своего увлечения полетами.
Увлечение состоятельных людей часто служит локомотивом региональных вертолетных бумов. Яркий пример - Нью-Йорк, мэром которого 11 лет был энтузиаст малой авиации Майкл Блумберг. Он пилотирует самолет и собственный вертолет, и любит напоминать о заслугах выходца из России Игоря Сикорского, в 1910 году запатентовавшего в Нью-Йорке первый в мире вертолет.
За время мэрства Блумберга облик Нью-Йорка серьезно преобразился: город трудно представить без силуэта вертолета над небоскребами. Для бизнес-перелетов и воздушных экскурсий используются американские "Белл", "Сикорский" и европейские "Еврокоптеры" EC130.
И хотя власти получают немало жалоб из-за гремящих над головами вертолетов, только в Манхэттене сегодня действуют аж три коммерческих вертолетодрома.
Впрочем, развитие авиации в рамках чьих-то личных пристрастий таит и определенные издержки. 31 декабря 2013 года Майкл Блумберг "сдал город". Многие аналитики посчитали символичным, что на свою инаугурацию 1 января 2014 года новый мэр Нью-Йорка Билл ДеБлазио добирался на метро.