Социологи выяснили, где в России лучшие дороги
А Казань в данном случае может дать патриотам Татарстана отличный повод для гордости и демонстрации местного патриотизма. Когда социологи поинтересовались мнениями 16 000 автомобилистов из пятнадцати крупнейших городов страны о "втором извечном российском зле" - дорогах, именно жители столицы Универсиады поставили им самые высокие оценки: 5% "пятерок" и 33% "четверок". Редкие нарекания вызывали в основном дворы и небольшие улочки. По сравнению с прежними годами число положительных отзывов о казанских магистралях выросло более чем в пять раз. Три года назад лишь один из сотни казанцев оценивал местные дороги на "отлично", а хорошо отзывались о них всего 6%. Прогресс налицо, и двум столицам остается только завидовать.
Москва в рейтинге отодвинулась на второе место. 3% опрошенных поставили дорогам столицы оценку "отлично", 26% - "хорошо". Московские автомобилисты при всей своей склонности к критике постарались быть объективными: "По сравнению с провинцией это великолепные дороги". "Стало лучше, чем было", - от придирчивых москвичей такие комментарии заслужить очень непросто.
Санкт-Петербург тоже несколько реабилитировался в глазах автовладельцев. Северная столица в рейтинге на третьем месте среди мегаполисов по качеству дорог: "отлично" поставили 2% респондентов, "хорошо" - 21%. Причем число "четверок" за 3 года возросло на 7 п.п. "Нормальные дороги в городе, чего об области не скажешь", - поясняют петербуржцы.
Лучше стала ситуация и в Перми - число хороших оценок увеличилось с 6% до 8%, удовлетворительных - с 44% до 47%. Людей радует то, что в городе "строится все больше широких многополосных дорог". Так же происходит в Воронеже, который совсем недавно стал миллионником: на 4 процентных пункта выросло число хороших оценок (8% в нынешнем году), на 7 пунктов - количество "троек" (сегодня 45%). "Особо радует то, что воронежские дороги продолжают улучшать", - говорили жители.
На улицах Саратова золотых огней, возможно, и прибавилось, но и ямы с колдобинами присутствуют тоже. На "четверку" дороги в поволжском городе оценили только 6% жителей, на "тройку" - 31%. Но и здесь, судя по комментариям, "лед тронулся": на многих трассах идут ремонтные работы. Чуть улучшила свои позиции и Самара, которая три года назад никак не могла выйти из "хвоста" рейтинга. И хотя дороги там по-прежнему вызывают массу нареканий, число положительных отзывов все же немного возросло: "четверок" и "троек" стало больше на 4 процентных пункта (3% и 26% соответственно). В этом городе дорожных рабочих тоже встречают не проклятьями, а радостным "наконец-то!".
А остальным крупным городам гордиться, похоже, особенно нечем. Трассы Новосибирска потеряли привлекательность в глазах автомобилистов: число хороших оценок снизилось на 5 п.п. (с 18% в 2011 году до 13% в 2014 году), а количество "двоек" возросло с 31% до 37%. При этом социологов удивило долготерпение сибиряков и способность "войти в положение" дорожников: "Есть места с ужасными дорогами, но это логически объясняется дефицитом бюджета. Если объективно смотреть на ситуацию, то можно понять, что областной и муниципальный бюджет не резиновый и сразу дороги во всех местах сделать невозможно".
Уфа резко "провалилась" и потеряла голоса оптимистично настроенных горожан: "четверку" за состояние дорог поставили 7% опрошенных (16% в 2011 году), "тройку" - 41% (53% ранее), а число двоек возросло в 1,67 раза. Неудовлетворительную оценку дал дорогам каждый второй уфимец. Терпение жителей, судя по их комментариям, на пределе. "Пора ввести уголовную ответственность за неудовлетворительное состояние дорог", - считают они.
Жители Ростова-на-Дону разделились в своих оценках: число положительных отзывов за 3 года не изменилось (1% - "отлично", 7% - "хорошо"), количество "троек" снизилось на 7 п.п. до 41%, но на столько же (7 п.п.) больше стало "двоек" - и в итоге неудовлетворительных оценок - 51%. "Трудно назвать это дорогами. Ямы, открытые колодцы, просто проваленный грунт", - жалуются автомобилисты Ростова-на-Дону.
Столица Урала за 3 года потеряла 10 процентных пунктов удовлетворительных оценок. О хороших и отличных речь даже не идет. Сегодня 53% жителей Екатеринбурга негодуют по поводу состояния дорожного полотна: "Город, который претендует на достойное место в политической жизни страны (проведение международных саммитов, выставок и прочих подобных мероприятий), должен иметь дороги совершенно другого, гораздо более высокого качества!".
Автомобилисты Хабаровска стали реже ставить "четверки" дорожникам (5%), на 13 процентных пунктов меньше стало "троек". Двойка на двойке: неудовлетворительные отзывы оставили 59% респондентов: "Отвратительные дороги при большом объеме денежных средств, которые на их строительство и ремонт осваивают".
В Нижнем Новгороде 58% жителей поставили дорогам "два" с минусом. Минус по сравнению с 2011 годом составил 15 процентных пунктов: "Дороги ужасные. Особенно в центре города. Стыдно. Такое ощущение, что после бомбежки".
Омск, который и раньше-то в лидерах не был, сейчас и подавно ушел в аут. В 2011 году "двойку" состоянию дорог в своем городе ставили 56% жителей Омска, а сейчас таких отзывов три четверти - 76%! "Дороги разбиты, нет водостоков, куча грязи", - жители не скрывали своего возмущения.
В каком же крупном городе России дороги хуже всего? Антигерой рейтинга - это (печальный каламбур) Город-герой Волгоград. Он оказался на последней строчке списка: сегодня 93% волгоградцев считают, что даже "двойки" за такие дороги чересчур много: "Жаль, нет варианта ответа "отвратительное". Я бы выбрала его. Причем дороги ужасные и для автомобилей, и для пешеходов", - говорили жители. Заметим, что опрос проводился еще до печальных событий, и эмоциональные факторы на ответы не влияли. Что только усугубляет нерадостную картину. "Дороги не делают, а латают, да еще чем... кирпичами!"; "Состояние дорог позорит наш город, вся страна знает Волгоград по двум фактам - Сталинградской битве и полной разрухе транспортной сети", - возмущались жители Волгограда.
Тот самый случай, когда возразить "гласу народному" просто нечего.