Просто вызвать людей в армейский строй мало. Необходимо, чтобы они уже имели воинскую специальность, владели оружием, могли грамотно работать на сложной военной технике. И здесь на повестку дня встает вопрос о том, как по-новому можно и нужно готовить резервистов в высших учебных заведениях страны. Об актуальности этой проблемы говорит тот факт, что ее поднял в своем Послании Федеральному Собранию президент страны.
Глава государства предложил так изменить систему военной подготовки в вузах, чтобы студенты, при сохранении действующего порядка предоставления им отсрочек, имели возможность пройти во время учебы и последующего военного сбора военную подготовку и получить военную специальность. "Данный механизм позволит готовить нужное количество резервистов по наиболее востребованным, прежде всего техническим воинским специальностям, при этом не призывая их в Вооруженные Силы", - подчеркнул Верховный главнокомандующий. Он поручил правительству и Совету безопасности представить конкретные предложения по организации новой системы подготовки студентов всех российских вузов.
Такая работа в Минобороны уже началась. Хочу особо подчеркнуть, что она проводится максимально открыто. Мы обсуждаем все основные и принципиально важные вопросы не только с ректорами вузов, но и со студенческим сообществом.
С созданием новой системы военной подготовки в высших учебных заведениях молодым людям будет предложена и новая схема исполнения ими воинской обязанности. С одной стороны, она станет больше соответствовать их интересам и возможностям, с другой - потребует от студентов немалых усилий для освоения на учебной скамье одной из военно-учетных специальностей.
Известно, что сейчас возможность пройти военную подготовку во время учебы с зачислением после военного сбора и окончания вуза в запас с присвоением воинского звания офицера имеют студенты только тех вузов, где имеется военная кафедра или факультет военного обучения, объединяющий несколько военных кафедр. Получить военную подготовку в процессе обучения и прохождения после присвоения воинского звания военной службы в качестве офицера могут также студенты вузов, в составе которых есть учебный военный центр. Однако количество высших учебных заведений, где в настоящее время действуют военные кафедры либо учебные военные центры, небольшое - всего 72 вуза, или около 7 процентов от общего числа учебных заведений. Поэтому студенты не всегда имеют возможность пройти во время учебы военную подготовку.
При этом нужно иметь в виду еще одно важное обстоятельство. Сейчас в Вооруженных силах и других федеральных органах исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная служба, существенно увеличивается количество военнослужащих по контракту. Одновременно численность солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву, сокращается. В результате студенты теряют шанс получить воинскую специальность во время службы по призыву.
Какой в минобороны видят будущую систему военной подготовки студентов вузов? Прежде всего, ее структура должна четко соответствовать потребностям Вооруженных сил. В частности, готовить в высших учебных заведениях необходимо не только офицеров, но и сержантов (старшин), а также солдат (матросов) запаса.
Кроме того, по возможности, надо готовить студентов по тем военно-учетным специальностям, которые родственны их будущим гражданским специальностям. Особое внимание при этом предлагается уделить военной подготовки студентов медицинских вузов, а также летного состава вузов авиационного профиля. Представляется целесообразным, чтобы всех их готовили по соответствующим программам военной подготовки.
Уже решено не увеличивать количество военных кафедр вузов. Выбран другой подход: на базе действующих кафедр предлагаем создавать межвузовские центры военной подготовки, которые охватят не только "базовый" вуз, но и близлежащие учебные заведения. При этом стоит сохранить систему "военного дня", с той лишь разницей, что конкретный день проведения занятий закрепят не за курсами, а сразу за вузами. Они, в свою очередь, "синхронизируют" свои образовательные программы с программами военной подготовки. Где такой возможности не будет из-за удаленности существующих военных кафедр, мы предложим другие формы подготовки, в том числе с использованием базы вузов министерства обороны и воинских частей.
Порядок содержания межвузовских центров военной подготовки не будет существенно отличаться от такого же порядка, принятого в отношении существующих военных кафедр и факультетов военного обучения. То есть в значительной степени их содержание станет осуществляться за счет средств самих вузов - пропорционально количеству проходящих там обучение студентов.
При организации военной подготовки в вузе мы планируем выделять 2-2,5 года на теоретическую подготовку, а практическое обучение будет осуществляться в ходе военных сборов и составит не менее трех месяцев. Сейчас, напомню, длительность этих сборов не превышает 30 суток. По нашему мнению, такой баланс обеспечит необходимое качество подготовки студентов по конкретным военно-учетным специальностям. Тем более что данный период обучения сопоставим с принятым в учебных соединениях и воинских частях, где готовят солдат-призывников.
В рамках нового порядка военной подготовки студентов вузов будет создана система объективного контроля качества такой подготовки. Так, после успешной сдачи квалификационного экзамена диплом об окончании учебного заведения студент будет получать лишь после успешного завершения военной подготовки и сдачи квалификационного экзамена по военно-учетной специальности.
Если во время сдачи квалификационного экзамена по военно-учетной специальности студент получит неудовлетворительную оценку, то воинское звание солдата (матроса), сержанта (старшины) или лейтенанта запаса ему не присвоят. Этому гражданину придется служить по призыву на общих основаниях.
В целом, представляется справедливым, если военная подготовка станет частью основной образовательной программы в вузе, а диплом об окончании учебного заведения студент будет получать лишь после успешного завершения военной подготовки и сдачи квалификационного экзамена по военно-учетной специальности.
Необходимо отметить, что создание новой системы военной подготовки студентов вузов - задача непростая, требующая большой организационной работы. Преобразования в этой сфере, в частности, потребуют внесения изменений в действующее законодательство, а также организации качественного взаимодействия как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Не лишней также выглядит инициатива самих учебных заведений.
Мы очень надеемся, что эти предложения в первую очередь заинтересуют студенческое сообщество. Ведь в перспективе, с учетом серьезной профессионализации Вооруженных сил, каждый учащийся вуза, годный к военной службе по состоянию здоровья, получит возможность исполнить свою конституционную обязанность.
Стоит также отметить, что особую актуальность новая система приобретает с учетом изменений, не так давно внесенных в наше законодательство. Речь - о запрете занимать должности на государственной и муниципальной гражданской службе теми, кто избежал военной службы без законных оснований. Предлагаемая форма военной подготовки в вузах позволит студентам, не прерывая обучение, исполнить свой конституционный долг и в дальнейшем достойно, на законной основе трудоустроиться в органах власти и государственного управления.
Таким образом, новая система военной подготовки студентов вузов, разрабатываемая в соответствии с Посланием президента РФ, станет реальным позитивным шагом. Вооруженным силам она позволит расширить возможности в подготовке специалистов по наиболее сложным и востребованным военно-учетным специальностям. А еще - обеспечить поддержание в необходимых объемах военно-обученного мобилизационного людского ресурса. Немало "плюсов" она дает и студентам. Они будут иметь возможность не прерывать обучение в вузе на военную службу. Кроме того, молодые люди получат военно-учетную специальность одновременно с получением высшего образования. Для них откроется возможность совершенствовать знания и навыки, полученные в период обучения по гражданской специальности в вузе и в ходе освоения программы военной подготовки на военном сборе. У этих граждан расширятся перспективы трудоустройства после окончания вуза. Для них, в том числе, будет открыт путь на государственную гражданскую или муниципальную службу, созданы благоприятные условия для достижения профессиональных и личных жизненных целей.
Еще раз хочу повторить, что вся эта работа идет максимально открыто. А руководство минобороны готово обсуждать любые предложения, направленные на создание эффективной системы военной подготовки студентов вузов.
Валерий Васильевич Герасимов родился 8 сентября 1955 года в Казани. В 1977 году окончил Казанское высшее танковое командное училище. Командовал взводом, ротой, батальоном в Северной группе войск и Дальневосточном военном округе.
После окончания в 1987 году Военной академии бронетанковых войск служил в Прибалтийском военном округе и Северо-Западной группе войск. В 1997 году окончил Академию Генштаба. Командовал Московским, Ленинградским и Центральным военными округами. В ноябре 2012 года стал начальником Генерального штаба Вооруженных сил - первым заместителем министра обороны РФ.
1. Она расширит масштаб подготовки солдат и офицеров запаса по наиболее сложным и востребованным военно-учетным специальностям.
2. Та часть призывников и добровольцев-контрактников, которые пополнят армейский строй после окончания вузов, будет способна без серьезной дополнительной учебы управлять сложной боевой техникой и вооружением.
3. Эта система позволит обеспечить страну военно-обученным мобилизационным людским резервом.
1. Эта система гарантирует, что молодые люди пройдут учебу в гражданском вузе без перерыва на военную службу по призыву.
2. Студенты кроме основной гражданской профессии получат в вузе качественную военную подготовку с практическим освоением одной или нескольких военно-учетных специальностей.
3. Будущие дипломированные специалисты исполнят свой конституционный долг одновременно с получением высшего образования.
4. Новая система поможет студентам совершенствовать знания и навыки, полученные по гражданской специальности в вузе, а также во время военной подготовки при прохождении армейских сборов.
5. Получение в высшем учебном заведении военной подготовки упростит после окончания вуза возможность трудоустройства, в том числе на государственную или муниципальную службу. Путь туда молодым людям, избежавшим службы без законных оснований, теперь закрыт.
В прошлом году в Вооруженных силах начали формировать из студентов-добровольцев научные роты. Первое такое подразделение летом прописалось в Воронеже на базе Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина. Осенью две аналогичные роты создали в питерской Военно-морской академии и подмосковном 820-м Государственном центре предупреждения о ракетном нападении. Кандидатов в особые солдаты было предостаточно - конкурс претендентов кое-где составил три человека на место. Жесткий отбор выдержали самые талантливые студенты.
Всего в Вооруженных силах должно появиться пять таких подразделений. Поэтому в ближайшие годы некоторые армейские вузы и воинские части на 12 месяцев превратятся в солдатскую альма-матер для студентов, готовых совместить научные изыски в вузе с призывной службой. В каждую научную роту наберут от 80 до 100 талантливых юношей.
Наука наукой, но полностью отрывать службу солдат-ученых от традиционных армейских правил офицеры не будут. Каждого новобранца научат стрелять, дадут ему элементарные представления об общевойсковом бое и действиях в обороне и наступлении. Словом, тот минимум военных знаний и навыков, какие обычные призывники постигают на курсе молодого бойца, является обязательным и для солдат-студентов. Однако их главная служебная цель и функция - научно-исследовательская работа в интересах обороны страны.
Разрабатывая новые подходы к военной подготовке студентов в вузах, в минобороны одновременно ищут способы их привлечения на армейскую службу. В прошлом году на помощь генералам неожиданно пришли ректоры некоторых высших учебных заведений России.
Суть их инициативы такова - вместо обязательного призыва выпускников на 12 месяцев в строй дать возможность студентам на трех последних курсах время отправляться в казарму и проводить там по три месяца в году. А недостающие до полного солдатского срока 90 дней "компенсировать" занятиями на военной кафедре вуза.