Ученый Владимир Спиваковский предсказывает появление новой религии

Он не был учителем, но создал эффективную систему образования. Его радикальные идеи изменили содержание в передовых учебных заведениях страны и зарубежья. Он пишет книги, от которых читатель недоумевает, почему не нужно ходить в школу и всем утверждает, что "повезет, только надо знать код". Знакомьтесь: украинский ученый, бизнесмен, писатель, президент образовательной корпорации "Гранд" Владимир Спиваковский.

По вашим утверждениям система образования "На двойной результат" прививает людям универсальные навыки и полезные умения уверенно чувствовать себя во взрослой жизни. Каким образом это можно привить или научить?

Владимир Спиваковский: Очень просто. Надо этого захотеть. Дело в том, что школьного аттестата людям уже недостаточно. Они не хотят больше быть заложниками одной профессии или однобоких знаний. Потому что многие уже потерпели от этого фиаско. Теперь они хотят иметь "двойной результат". То есть, возможность получать не только оценки, но и реальные навыки и умения, чтобы потом стоить дороже. К концу школы желательно быть не только умным, но и здоровым. Учеба должна быть полезной и увлекательной. Развивать надо оба полушария - и левое, и правое. То есть в моде формула "2 в 1".Тогда выпускники становятся настоящими компетистами, которым во взрослой жизни и платят больше, и карьера круче. Как этого добиться? Тоже несложно. Вместо урочно-предметной системы, которая подвергается все большей критике, пора внедрять кейсовую. В результате прохождения большого количества тематических кейсов, школьники овладевают "2 в 1": и базовыми фундаментальными знаниями, и умением их применять. Скажем, сейчас пропорция абстрактных и практических знаний в школе примерно 90/10. А должна быть 50/50.

Ваше изречение "хочешь быть богатым - не ходи в школу" - многозначно, но много людей воспринимают его буквально. Как вы сами объясняете данное высказывание?

Владимир Спиваковский: Сами понимаете, я не такой наивный, чтобы не иметь заранее ответа на это свое провокативное высказывание. Дело в том, что все зависит от цели. Если ставится цель - выучить досконально квадратные уравнения, валентности и электромагнитные колебания, то в школу надо ходить обязательно. Потому что больше нигде этому не научат. Но если ставится цель, кроме этого, - стать в жизни еще богатым, счастливым и успешным (о чем мечтают многие люди), - то как ее достичь? Ведь в школе этому почему-то не учат. Тогда зачем в нее ходить? Только для тангенсов? Это не совсем справедливо - ходить столько лет в школу на 12 000 уроков, и не получить никакой пользы для того, что человеку в самом деле нужно во взрослой жизни, кроме абстрактных знаний. Или тогда параллельно организовывать школу жизненных знаний, потому что откуда-то их все равно брать надо? Семья, увы, редко когда их дает, а сами они ниоткуда не появляются.

По-вашему, успех не зависит от образования?

Владимир Спиваковский: Нет, успех от образования не зависит. Успех - это отклик на вашу настойчивость, системное мышление, коммуникабельность, быстроту реакции и везение. Увы, большинство образованных людей не считают себя успешными. Знания - уже не совсем сила. Иначе, все умные люди были бы успешными. От образования зависит самоуважение, признание и полнота внутренней жизни. А успех - от слова успеть.

Как-то вы сказали, что многолетний период Иисуса Христа и Магомета закончился, возможно, вы знаете, какой период начался?

Владимир Спиваковский: Тут такое дело. Во-первых, все быстрей пересматриваются самые важные базовые ценности религий - о зарождении жизни, ее ценности и нравственных устоях. Пока одни еще спорят о легитимности абортов и однополых браках, другие уже вовсю клонируют и суррогатничают людей. Пока одни защищают ценности храмов, другие, как я сам видел в Германии, устанавливают на куполе вместо креста спутниковую антенну. Объясняют это тем, чтобы связь с богом была быстрее, и напрямую, а не через посредников. То есть религии существенно переформатируются. Во-вторых, так как наша цивилизация развивается циклично, то очередная смена религиозной парадигмы, несмотря на ее историческую консервативность и догматизм, похоже, неизбежна. Когда-то древними языческими богами были символы природы (огонь, небо, животные). Их сменили персонализированные символы (Будда, Христос, Магомет), которых, в свою очередь, сменит новая теологическая парадигма, в виде очередного представителя какой-нибудь сверхъестественной силы, типа "Матрицы" или "Сети" или еще чего-нибудь. Уже сейчас люди заходят в интернет-сеть с утра и произносят своеобразные молитвы: "Прошу, загружайся быстрее", "Пожалуйста, не зависай", "Найди мне друга", "Нужна помощь". При этом люди общаются не только с другими прихожанами этой, скажем осторожно, "будущей религии", но верят в могущество сети, зависают в ней, и даже вносят посильные взносы в нее. А она становится все более структурированной и навязчивой. То есть присутствует вся религиозная атрибутика. И, наконец, в-третьих, одним из главных объектов религии, как известно, является душа. Мне странно, что уж столько веков о ней пишут, поют, говорят, но никак не определят, где она находится.

Знаете, когда врачи делают трепанацию черепа, совесть тоже там не находят.

Владимир Спиваковский: На эту тему я написал роман "Если ты достоин большего, нарушай правила". Герои этого романа ищут секретное место расположения души. Так вот, когда это ее место расположения действительно обнаружат, тогда произойдет сокрушительный переворот у людей с чувствами, и начнется совсем другой период апгрейда человечества, который будет характеризоваться сочетанием всего несочетаемого. Наступит эпоха "фьюжн". Там будут совсем другие человеческие ценности. Не лучше, не хуже, просто другие. В конце концов, религия - это тоже виртуальное пространство. Хочу сразу успокоить чувства верующих, что это всего лишь футуристическое предположение, и все это произойдет нескоро.

Вы разделяете добро и зло, что для вас черное, а что белое?

Владимир Спиваковский: Никак не разделяю, как там у Пушкина, "Добро и зло приемли равнодушно, и не оспаривай глупца". Я вообще вижу мир очень цветным, не дуально черно-белым. И люблю разукрашивать разными красочками свою жизнь и жизнь окружающих меня людей. Кроме того, я немножко научился видеть добро и зло в разных сочетаниях и пропорциях, когда возникают новые мысли и смыслы.

Вопреки словам Козьмы Пруткова "зри в корень", вы говорите: "Смотри вверх, а не в корень"?

Владимир Спиваковский: Ну, я так устроен. Мне нравится смотреть вверх на крону дерева, а не в землю под ноги. Когда меня предупреждают, что так можно споткнуться, упасть, наступить на змею, я отвечаю, не беспокойтесь, я… вижу, что у меня под ногами. Я научил себя острому объемному зрению и сквозьвидению. Поэтому мне нравится смотреть вверх-вперед, туда, где есть решения и выходы из жизненных тупиков.

Для этого вы много анализируете?

Владимир Спиваковский: Я не трачу время на длительные анализы и сомнения. Это только в нашей культуре живет поговорка "Семь раз отмерь, один раз отрежь". В нормальных странах померили - отрезали, и живут дальше. А у нас, пока семь раз отмеряют, ситуация изменяется и надо опять перемеривать. Поэтому я достигаю результатов быстрее конкурентов. Я сразу мчусь вперед, а они долго топчутся, изучая и анализируя корни проблем. 

Как вы выстраиваете свои отношения с людьми?

Владимир Спиваковский: Я их специально не выстраиваю. Они строятся сами по себе, как складывается. 

Зачем вы ломаете жизненные стереотипы, для вас важно что-то доказать или же вы просто экспериментируете над человеческой реакцией?

Владимир Спиваковский: Я ломаю жизненные стереотипы? Наоборот, это они сами ломаются, а я просто человек наблюдательный и фразеологичный. Как только вижу, что какой-то миф или стереотип перестает жить, я это фиксирую и довожу до общего сведения.

Например, врачи, родители и учителя считают, что переутомление школьников возникает от переизбытка количества уроков. Я же обнаружил, что это никак не соответствует действительности. Переутомление в школе возникает от трех причин: ужасного шума (шумовая усталость), большого количества мини стрессов (от вызовов к доске до дергания косичек), и дикой неинтересности большинства уроков. Так причем тут их количество? В результате суть и процесс учебы сейчас в мире пересматривается. Так что ломка стереотипов - это не хобби, а научно-пристальный склад ума, нацеленный на улучшение любой ситуации.

У вас есть свои принципы или вы просто знаете формулу успеха?

Владимир Спиваковский: Я со студенчества выработал своих 10 личных ценностей, и толкаю их впереди себя, как трактор. Мне это нравится, особенно стремление ни одну из них не упускать из поля зрения. Это жена, дети, бизнесы, творчество, деньги, дом, путешествия, здоровье, писательство, коллекционирование. Причем приоритеты могут быть в разном порядке, и меняться каждую минуту. Они тасуются сами по себе, моя интуиция сама расставляет им ситуативные приоритеты. Конечно, у меня есть и принципы, и формулы успеха. Их много, как набор инструментов, на разные случаи жизни. Если возникает какая-то проблема, я достаю из целой обоймы нужную формулу или принцип, и действую, пока они ведут меня вверх к хорошему результату. Иногда по ходу их меняю. Я человек гибкий.

Как думаете, почему у нас такой хороший народ и так плохо живет?

Владимир Спиваковский: Потому что никто не ставит такой цели: народу - жить хорошо. Если бы такая цель была поставлена, она была бы быстро достигнута. У нас же никому не интересны ни экономика, ни уровень жизни, ни прогресс. Все держится на самоорганизации, которая получается слабой. К тому же, советское прошлое сильно подорвало и искорежило экономику, доведя ее до крайней неравномерности распределения богатств. Сама эта неравномерность не является большой бедой. Беда в том, что никто из обладателей этих богатств понятия не имеет, что с ними делать. Возникли сильные перекосы. От олигархов, которые занимаются своими крупными бизнесами, требуют, чтобы они свои деньги тратили на благотворительность и социальные программы для людей. А государство, которое, собственно, и создано-то для реализации этих социальных программ, почему-то вовсю занимается бизнесом. Так быть не должно. Возможно, это следствие того, что не хватает новых современных знаний, а ресурсы, даже большие, без понимания, что с ними делать, - не дают эффекта. Поэтому я и приступил к созданию глобальной сети пятизвездочных школ для выращивания нового поколения компетистов, которые смогут сделать жизнь людей более успешной и благополучной. По крайней мере, не такой безнадежной.

Статья опубликована в "Российской Газете в Украине"