Нас, группу журналистов Союзного государства, знакомившихся в Петербурге с ходом реализации совместных программ России и Беларуси, ждали здесь раньше, к обеду. Но пока добирались сюда, на юго-запад мегаполиса, из северной его части, где расположен знаменитый Физико-технический институт им. Иоффе (один из лидеров союзной программы по электронике), пока сориентировались в многочисленных стрельненских дорожных знаках (туда - нельзя, там - тупик), как раз и стемнело. Однако встречающая сторона дождалась нас. И что самое главное, дождалась гостей команда нового судна "Ямал-730".
Судно это по-своему уникально. О чем свидетельствуют его технические характеристики: практически бесшумный мощный двигатель французской фирмы Renault, полезная нагрузка - 800 кг, емкость топливного бака - до 100 литров. Ходит как по воде, так и по льду, то есть использоваться может круглогодично. Отличается повышенной устойчивостью, которую придает ему бескилевая схема гибкого ограждения воздушной подушки с расходными баллонами. А это, в свою очередь, избавляет пассажиров "Ямала-730" от возможной качки. Проверено на себе!
С разрешения первого заместителя генерального директора ЦКБ "Нептун" Сергея Котловича желающие смогли тут же удостовериться в отличных качествах амфибии. Желающих в не слишком приятную, мягко сказать, погоду (к снегопаду добавился ветер с залива, а он у нас обычно не церемонится, ведет себя по принципу "гулять так гулять") набралось с десяток человек. Именно столько вмещает судно.
"Упаковались" мы в салоне на мягких креслах, сидим, ждем старта. Минут семь, наверное, ждали, гадая, как далеко умчит нас "Ямал" по заливу. Моим белорусским коллегам, естественно, хотелось, чтобы подальше - интересно глянуть на город с воды, пусть даже чисто символически, учитывая и время года, и время суток. Так бы и не догадались, что уже в пути, если бы не капитан, завернувший такой вираж на ледяной глади, что не почувствовать было нельзя. Оказалось, мы промчались на амфибии несколько километров и уже идем назад!
- Ну как, понравилось? - встречает нас на берегу Сергей Котлович. - Между прочим, корпус для "Ямала-730" и гибкое ограждение изготовлены нашими белорусскими коллегами из минского "ОКБ ТСП". Использовали они для этого композитные материалы. Те обеспечивают водонепроницаемый корпус, высокую прочность, а также теплозвукоизоляцию судна. Не скрою, не сразу все у нас с минчанами получилось. Были, в частности, некоторые нестыковки в оценке качества поставляемого для катера корпуса. Но главное, как известно, желание. А мы, как и наши коллеги с берегов Западной Двины, хотели сотрудничать. Потому сумели найти общий язык...
Интересуюсь у Сергея Валерьевича, на кого рассчитан амфибийный катер на воздушной подушке? Кто-то уже проявил к нему интерес? Не будет он пылиться у причала производителя?
- В чем назначение катера? В первую очередь предназначен он для спасательных работ. "Ямал-730" маневренный, всепогодный, комфортабельный, скоростной, - рассказывает Котлович. - Годится для использования в приграничных зонах, а также на болотистых и обмелевших реках. Из россиян им заинтересовались службы МВД, МЧС, Министерство обороны и ФСБ, руководители северных регионов страны. Недавно я был в командировке в Минске. Выяснилось, что и белорусские спасательные службы хотели бы иметь у себя такую амфибию. Сейчас совместно с некоторыми минскими компаниями проводим разработки и испытания по композитному бронированию судов - еще одно направление нашего сотрудничества с соседями...
В свое время МЧС Беларуси приобрело для служебных целей четыре катера проекта "Арго". Они аналогичны "Ямалу", но стоят в два раза дороже. Естественно, выгодней те, что ничуть не хуже, но дешевле. А если будет налажено, как надеются в ЦКБ "Нептун", полноценное совместное производство, и не на год-два, а, как говорится в таких случаях, на перспективу, можно будет подумать и о совместном рынке сбыта. Тем более что одним "Ямалом" питерское конструкторское бюро не ограничивается, проектируя и другие суда целевого назначения.