Премьера нового жанра для Ермоловского театра - поэтического вечера, стилистика которого сегодня все более и более востребованна (не хотелось бы употреблять слово "модной").
"Из пустоты" - что в интерпретации худрука постановки Олега Меньшикова означает сценическую вариацию на вечную тему "когда б вы знали, из какого сора рождаются стихи", - возникнет поэзия и проза первой волны эмиграции. "Мы долго думали, кого делать: современных поэтов, Золотой век, Серебряный век, - рассказывал перед премьерой Олег Меньшиков. - Решили все-таки Серебряный век, но который уехал: Набоков, Бунин, Ходасевич, Бурлюк, Цветаева..."
Георгия Иванова читает сам Олег Меньшиков (и знаменитое ивановское "Творю из пустоты ненужные шедевры" в его исполнении звучит особенно проникновенно). Бунина - Владимир Андреев: тоже роскошный подарок ценителям объемного художественного слова. В образе Зинаиды Гиппиус предстает Светлана Головина, честь говорить от имени Владимира Набокова выпала Никите Татаренкову, а всю боль Марины Цветаевой пробует передать Ольга Селезнева. География русского зарубежья в этот вечер охватывает Париж, Берлин, Прагу, Белград, Софию и Нью-Йорк. Причем в изгнании и в своей тоске по утраченной родине оказываются все равны: Иван Бунин и Зинаида Гиппиус, Саша Черный и Давид Бурлюк... Второстепенных героев, сквозного действия и отвлекающих от рифмы внушительных монументальных декораций нет. Поэзию, прозу и отрывки из дневников дополнит только живая музыка - романсы на стихи поэтов под рояль и виртуозное соло на саксофоне, гарантирующие спектаклю ностальгическое и джазово-блюзовое настроение.
Коллективная аннотация к постановке намеренно поэтична: "В блокнот когда-то переписаны стихи... Мы носим его с собой, иногда заглядываем, перечитываем. Или забываем о нем навсегда. Или вспоминаем, лишь случайно наткнувшись на эти, исписанные когда-то листы. Но стихи всегда с нами, они возникают, даже иногда не знаешь - откуда. Наш спектакль - это поэзия, объединяющая разные поколения, возникающая из книг, разбросанных листков, из записок, из недр памяти, из пустоты... Как они жили, о чем думали, где искали вдохновение? Что значат их произведения сегодня для нас, живущих в других ритмах, заботах? Что помогало им в трудных условиях создавать бессмертные произведения, которые и сегодня, спустя столетие, заставляют нас вслушиваться, задумываться, удивляться и сопереживать?"
"Нас совершенно не интересовала их социально-политическая подоплека существования там, - акцентировал Олег Меньшиков. - И еще я понял одно: нельзя про поэтов ничего читать. Ни переписку их, ни о них - нельзя ничего читать. Потому что нельзя разрушать мифы. У поэта можно читать только стихи". Нетривиальный вывод создателя спектакля после погружения в Серебряный век. Всем любителям высокой поэзии - посвящается.