А это значит - прощай посылки с иностранными товарами из интернет-магазинов! Народ разволновался не на шутку. Операторы в ответ - о своих проблемах. Дескать, все из-за изменения требований к ним по растаможке, поскольку теперь надо декларировать каждую вещицу по всей форме. Получается, овчинка выделки не стоит. Много расходов на заполнение всех бумаг, а прибыли от того, что доставили адресату в Россию "пару перчаток", никакой.
Как пояснил "РГ" заместитель главы минкомсвязи Михаил Евраев, Федеральная таможенная служба потребовала от операторов всего лишь соблюдения действующего законодательства, к чему они оказались не готовы. Речь, кстати, идет о растаможке грузов, а не посылок. Но у операторов, которые подняли бучу, эти позиции идут на равных.
"Я переговорил с представителями DHL Express и Ассоциации экспресс-перевозчиков. Мы готовы рассмотреть их предложения, - подчеркнул в беседе с "РГ" Михаил Евраев. - Если мы говорим про упрощение таможенного оформления, то необходимо менять законодательство. Мы уже получили такие предложения от DHL. Они взяты в проработку, и мы готовы их оперативно рассмотреть совместно с Федеральной таможенной службой и минфином".
А завтра в автоматизированном почтовом центре "Внуково-2" состоится совещание с представителями экспресс-перевозчиков по порядку оформления экспресс-грузов в адрес физических лиц. Решение обсудить экстренную ситуацию в расширенном составе принято в минфине, где прошла встреча с участием минэкономразвития, минкомсвязи, ФТС России, ФГУП "Почта России" и DHL Express.
Так что всем, кто купился на шум в Интернете, что посылку из-за рубежа вообще нельзя получить, надо успокоиться.
Кроме того, посылки из-за рубежа по-прежнему можно заказывать и доставлять через национального российского оператора "Почта России". После мощной модернизации почтовая инфраструктура готова к масштабному росту объемов отправлений. И даже если все клиенты "обрушатся" на национального почтового оператора, коллапса на международных пунктах обмена не будет, уверяют почтовики.
"Обсуждаемый в настоящее время вопрос упрощения порядка оформления ввозимых посылок в принципе затрагивает лишь малую их часть - менее 15 процентов, поскольку по остальным посылкам, в том числе поступающим через "Почту России", в принципе ничего не изменилось. Я думаю, что ряд коммерческих операторов сейчас настроят свою работу в соответствии с требованиями законодательства и с учетом перспективы упрощения процедуры таможенного оформления никаких сложностей не останется", - отметил Михаил Евраев.
После того как несколько международных компаний-курьеров уведомили получателей, которым посылки уже направлены, о том, что они будут доставлены, но новых отправлений из-за рубежа в Россию перевозчики уже не возьмут, "РГ" обзвонила ряд таможенных постов. Именно тех, что работают с представителями экспресс-перевозчиков.
На Внуковской и Шереметьевской таможнях сообщили, что правила оформления посылок не поменялись, однако более тщательным стал таможенный контроль за экспресс-перевозчиками, которые при доставке дорогостоящих посылок от физлиц обязаны требовать копии паспортов получателей, копии их кредитных карт или платежных документов, адрес фактической доставки товара и в случае проверки таможенными органами предоставлять необходимые данные. В противном случае штрафы за нарушение правил. "Видимо, этот факт, а также ряд других обстоятельств заставляют перевозчиков по ходу менять правила игры", - объясняют "РГ" участники рынка.
Эксперты "РГ" рассматривают несколько причин, по которым экспресс-перевозчики вдруг резко свернули свою деятельность. Первое, они действительно не справляются с валом заказов из интернет-магазинов, которые делают российские шопоголики накануне изменения правил интернет-торговли.
Федеральная таможенная служба давно бьет тревогу. За 4 года поставки импорта упали на 10 процентов. Соответственно, доля таможенных платежей на импортные товары сократилась с 42,4 до 34 процентов. При этом импорт, считают в ФТС, не сократился, а принял другую форму - интернет-торговли, когда юридические лица под видом физических лиц и якобы для личного пользования без пошлин ввозят в Россию товары на миллиарды долларов. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем покупок россиян в интернет-магазинах за границей составил в 2013 году около 100 - 120 миллиардов рублей.
Сейчас стоимость одной посылки ограничена суммой в тысячу евро в месяц. Минфин собирается снизить планку до 150 - 200 евро. В Федеральной таможенной службе (ФТС) кроме того предлагают уменьшить вес одного беспошлинного отправления с нынешних 31 килограмма до 10 кило и ужесточить заслон по числу отправлений не более одной посылки в месяц. В случае превышения пороговых значений получатели должны заплатить 30 процентов от указанной в декларации стоимости покупок, но не менее 4 евро за килограмм веса.
Второе. Мотив у экспресс-перевозчиков экономический. В преддверии возможных радикальных ценовых перемен компании хотят обеспечить свою финансовую безопасность и не отвечать за проблемные посылки, которые с удорожанием могут лечь мертвым грузом. "Российские заказчики откажутся платить 30-процентную пошлину и невостребованные посылки придется отправлять назад", - озвучивают они свою версию. Причем убытки от уменьшения объема почтовых отправлений в данном случае менее опасны, чем от приема всех отправлений. Неизвестно, будут ли также интернет-магазины возвращать деньги российским заказчикам, отказавшимся от заказов. Вместе с тем, продолжает эксперт, намерение российских властей навести порядок с интернет-торговлей пример нормального регулирования рынка. "Государство недополучает большие деньги, много компаний под видом физлиц беспошлинно импортируют товары, ушли в теневой сектор, а легальные импортеры, в полном объеме платят пошлины и проигрывают им", - резюмирует эксперт.
"Чем быстрее будут установлены правила, тем быстрее успокоим рынок", - заметил глава ФТС Андрей Бельянинов накануне на встрече с членами Всероссийского объединения предпринимателей "Клуб лидеров", где ему рассказали об ухищрениях операторов по доставке в Россию посылок из-за рубежа окольными путями. Например, в ожидании перемен почтовые операторы, занимающиеся экспресс-доставкой, заранее тормозят разного рода отправления. "Чтобы получить посылку из Эмиратов в Москве, пришлось отправлять ее окружным путем. Через Ташкент в Москву", - пожаловался один из участников диалога.