В прошлом году судебные приставы отправили миллионы сообщений на сотовые телефоны. Однако выяснилось, что далеко не все тревожные сигналы доходили в срок до адресатов. Даже крупные компании оказались не готовы к оперативной рассылке такого массива сообщений.
В итоге проблемы возникли у должников: их автоматически зачислили в неплательщики, хотя люди просто были не в курсе. Другим "слабым звеном" оказались кредитные организации. Причем в список "несправившихся" вошли и крупные банковские игроки. Только в одном из крупных российских банков федерального уровня на данный момент "зависло" около 18 миллионов незарегистрированных запросов от судебных приставов по поводу счетов должников.
Чтобы справиться с лавиной поступающих документов, многие банки планирует нарастить электронные мощности и установить новые программы с пропускной способностью до миллиона запросов в сутки. Так что уже в ближайшие месяцы ожидается поступление на депозитные счета судебных приставов более 40 миллиардов рублей. Эти деньги должники уже как бы вернули, хоть и не по своей воле (средства были арестованы приставами), но банки просто не успели провести операции.
Как признался Артур Парфенчиков, служба несколько переоценила информационные возможности - свои и контрагентов. В полном объеме электронная система взаимодействия пока функционирует только с Федеральной налоговой службой.
Тем не менее, судебные приставы все активнее переходят на информационные технологии. Скоро должники смогут получать помимо СМС-ок еще и "письма счастья" прямо на свой электронный адрес. "Мы осуществляем переход не просто с одной системы на другую, а на новую идеологию исполнения", - заявил Артур Парфенчиков. В ближайших планах службы - добиться, чтобы граждане могли получать постановления в электронной форме. Соответствующая технологическая база уже разрабатывается в рамках проекта Минкомсвязи России по созданию государственной электронной почтовой системы.
В первом полугодии 2014 года, как обещают в службе судебных приставов, на официальном сайте ведомства у любого гражданина появится возможность создавать личный кабинет, с помощью которого можно будет оперативно получить информацию о своих долгах.
"Итогом этой работы станет перевод всего процесса принудительного исполнения в электронный вид", - сказал Артур Парфенчиков.
Также сейчас активно развивается Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах, которая призвана решить старую проблему: поступления к приставам уже оплаченных штрафов.
Проблема пока существует. Например, в прошлом году приставам поступило более 880 тысяч дел, когда штрафы на самом деле были уже оплачены.