Тарифы в пределах и сверх этих норм местные власти должны будут установить до 1 мая, а еще два месяца спустя будет введена новая система оплаты населением электричества. Похоже, именно таким будет решение власти по итогам эксперимента в семи пилотных регионах, где с сентября прошлого года "обкатывается" реформа оплаты коммунальных услуг. Начали с электроэнергии - в пределах социальных норм льготные тарифы, что сверх - дороже. Проект постановления правительства минстрой уже подготовил.
И, похоже, вопрос о том, кто как платит, решен. Граждане, потребляющие много электроэнергии (например, владельцы элитных коттеджей), будут платить больше, остальные - меньше, а бизнес- и бюджетные организации должны постепенно перестать доплачивать и за богатых, и за бедных, и так называемое перекрестное субсидирование в электроэнергетике прекратится.
Министерство строительства и ЖКХ РФ и представители пилотных регионов на слушаниях в Общественной палате РФ признали эксперимент в целом удачным. Как и предполагала реформа, большинству потребителей хватило установленных местными властями социальных норм, и они платили по льготным тарифам. Люди задумались об экономии - важно, что этого удалось добиться не повышением платы, а ее снижением. Но перехода к ресурсосберегающим технологиям пока не произошло - для этого было слишком мало времени, а одних только энергосберегающих ламп недостаточно.
Анализ данных по пилотным регионам, представленный минстроем, доказывает, что реформа - это мера дополнительной социальной поддержки. Но многие опасаются, что она, напротив, выльется в скрытое повышение тарифов, ударит по людям с небольшими доходами, которым придется забыть об использовании многих бытовых приборов, чтобы свести концы с концами.
Правда, наиболее бурная дискуссия разворачивается вовсе не в тех регионах, где реализовали реформу в качестве эксперимента. Напротив, в Ростовской, Орловской, Владимирской и других пилотных областях всплеска жалоб не было, люди "вошли" в новые правила достаточно мягко.
Для подавляющего большинства населения (около 80%), для людей со средними и низкими доходами произошло снижение платежей в среднем на3 %, сообщил заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис. При этом по льготному тарифу, независимо от объема потребляемой электроэнергии, платят одинокие пенсионеры и семьи с детьми-инвалидами. Домохозяйства, превысившие социальные нормы, стали платить на 4% больше. В абсолютном выражении это совсем немного, тем более что среди таких потребителей преобладают семьи с высоким доходом. К примеру, в Ростовской области семья, превышавшая социальную норму в 3 раза, стала платить на 73 рубля больше.
Были проблемы с информационным взаимодействием, когда муниципалитеты и Федеральная миграционная служба предоставляли неполные сведения о зарегистрированных жителях, а пенсионные фонды - о пенсионерах. Но теперь предоставление таких данных будет упорядочено.
Ожидается, что постановление правительства РФ, в соответствии с которым реформа будет распространена на всю Россию, выйдет в течение февраля. Базовая величина социальной нормы будет определяться на основании среднего фактического потребления электроэнергии в регионе.
Если в квартире зарегистрировано более одного человека, то за второго, третьего и т. д. к базовой норме будет прибавляться не более 40%. К примеру, власти региона могут установить социальную норму в размере 100 кВт/ч в месяц (цифра взята произвольно, для наглядности), и тогда социальная норма для семьи из четырех человек составит не более 220 кВт/ч. Разница между льготным и "дорогим" тарифом составит, в зависимости от решения региональных властей, до 40%.
Многодетные семьи и одиноко проживающие пенсионеры получат дополнительную защиту. Региональные власти будут наделены правом не вводить социальные нормы в изолированных территориях, не подключенных к единой энергосистеме, - там производители электроэнергии не заинтересованы в ограничении ее потребления. Кроме этого, сообщил Андрей Чибис, будет учтен фактор сезонности: в южных регионах пиковые нагрузки приходятся на лето, когда многие используют кондиционеры, в северных - на зиму, когда люди включают электрообогреватели. Регионы будут устанавливать понижающие коэффициенты для села, для домов с электроплитами и с электронагревательными установками для горячего водоснабжения.
Большую дискуссию вызывает вопрос о том, помогают ли социальные нормы бороться с перекрестным субсидированием, что является одной из задач реформы. Общий объем таких платежей по всей России составил 232 миллиарда рублей в 2013 году, сообщила Светлана Гудкова, замначальника Управления регулирования электроэнергетической отрасли Федеральной службы по тарифам. Это та дополнительная нагрузка, которую несет бизнес и бюджетные организации, а в конечном итоге - их работники и потребители их продукции.
Иначе говоря, это не проблема одной промышленности, это наша общая головная боль. И сейчас за сверхпотребление электроэнергии, когда, к примеру, владелец особняка решает проблему уборки снега электроподогревом садовых дорожек, платим все мы. В пилотных регионах за все время применения социальных норм (а во всех из них, кроме Ростовской области, они были введены за несколько лет до федерального эксперимента) удалось сэкономить для бизнеса почти 3 миллиарда рублей.
Зато возникли проблемы у собственников квартир, в которых жильцы не зарегистрированы, ведь именно данные о регистрации служат основанием для начисления платежей по льготному или повышенному тарифу. В этом смысле реформа будет стимулировать людей соблюдать законодательство по регистрационному учету.
Свои опасения есть у представителей региональных общественных организаций, у властей регионов, где введение норм еще только предстоит. Парламентская ассоциация Северо-Запада России, куда входят 11 региональных парламентов, даже направила обращение к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой не вводить социальную норму на электроэнергию по всей стране. В интервью "РГ" руководитель ассоциации, председатель Калининградской облдумы Марина Оргеева сообщила: есть опасение, что нововведение может привести к скрытому повышению тарифов. "Для северо-западных регионов это особенно актуально в связи с интенсивным потреблением электроэнергии зимой. С другой стороны, экономический эффект от реформы сомнителен", - считает парламентарий. Как видим, есть и другое мнение по эксперименту, которое тоже предстоит учесть.
Регионам нужно предоставить право самим на свой страх и риск решать, устанавливать соцнормы или нет, и спешить с введением их по всей стране не следует, считает председатель комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева.
Не за горами переход на социальные нормы по воде - министерство строительства и ЖКХ обещало заняться деталями новой реформы после подведения итогов эксперимента в сфере электроэнергии. Однако ее осуществление связано с гораздо более значительными трудностями. Хотя бы потому, что далеко не все квартиры обеспечены приборами учета воды.
Повышающий коэффициент для потребителей, не имеющих приборов учета, может быть введен ранее, чем это запланировано, - не с начала будущего года, а уже 1 июля, а сам коэффициент может быть повышен с 1,1 до 1,3. О такой инициативе министерства строительства и ЖКХ сообщил Андрей Чибис. Он подчеркнул, что это направлено на защиту честных граждан, которые не должны платить за своих недобросовестных соседей.