Формироваться этот документ, предусматривающий три состава уголовного правонарушения - "получение взятки" (статья 290), "дача взятки" (статья 291) и "посредничество во взяточничестве" (291.1), будет автоматически. А публиковаться - на сайте государственного уполномоченного органа. Например, министерства юстиции или Генеральной прокуратуры. Поправки в Закон "О противодействии коррупции" уже внесены в Госдуму.
Как говорится в пояснительной записке, новые нормы помогут ввести конкретные механизмы борьбы с коррупцией в органах госвласти. А публичная огласка имен мздоимцев на "доске позора", по мнению авторов законопроекта, остановит других. Речь идет о всех россиянах, иностранцах и лицах без гражданства.
Такое предложение вызвало неоднозначную реакцию со стороны опрошенных "РГ" экспертов. Вице-президент "ОПОРЫ России" Владислав Корочкин считает, что для ведения такого Реестра поправки в закон не требуются. "Любое судебное решение, если оно состоялось, и сейчас является открытой информацией. А сведение этих данных воедино - лишь дело техники", - говорит он.
По мнению Владислава Корочкина, сведением данных воедино вполне могла бы заняться общественная организация. "Но сам по себе реестр вряд ли станет сдерживающим фактором для коррупционеров. Корень зла не столько во взятках, сколько в извлечении необоснованной выгоды в любой форме. А это и подарки, и участие в учредителях коммерческих предприятий, и продвижение родственников, и заключение контрактов с аффилированными лицами", - поясняет Корочкин.
Кстати, инициативные граждане уже ведут подобные "любительские" реестры. Например, http://iacc.info включает в свой список всех должностных лиц, в отношении которых начаты следственные действия. Авторы проекта предлагают запрещать таким гражданам выезжать в Европу и многие другие страны мира. В нем набралось менее 200 человек, и вряд ли из них хоть кто-то в курсе о своем наличии в "черном списке". В 2011 года создать "доску позора" коррупционеров предложил член Общественной палаты Анатолий Кучерена. Такой "доской" должен был стать специальный портал, на который любой желающий мог бы отправить сообщение о коррупции. Сейчас у Общественной палаты действует интернет-приемная, но поступающие туда сообщения не публикуются.
Юристы тем не менее полагают, что, представляя новый законопроект, депутаты имитируют борьбу с коррупцией, так как не могут не знать о действующих нормах российских законов", - напоминает управляющий партнер адвокатского бюро "Коблев и партнеры" Руслан Коблев. По его словам, сейчас в качестве дополнительного наказания суд при вынесении приговора для лица совершившего коррупционное преступление может наложить запрет занимать ту или иную государственную должность.
"На практике ведение государственного реестра вряд ли можно будет осуществить еще и потому, что по окончании отбывания наказания любое лицо, привлеченное к уголовной ответственности, с погашением или снятием судимости считается несудимым и не может быть ограничено в своих гражданских правах. В том числе и в правах на занятие государственной должности", - уточняет Сергей Варламов, партнер компании "Налоговик". И предупреждает, что такой законопроект уже сам по себе будет воспринят "неблагонадежными должностными лицами" как повод для пересмотра своих "ставок" в большую сторону. "Вряд ли реестр ограничит аппетиты взяточников. Приговор для многих куда страшнее гласности, но ведь и он не останавливает всех преступников", - согласен с коллегой Сергей Литвиненко, эксперт проекта "Общественная Дума". "Когда есть приговор, тогда нет смысла в составлении реестра, ведь виновный уже наказан. При этом часто коррупционеры получают в судах высших инстанций оправдательные приговоры за недоказанностью преступления", - продолжает он . Хорошо знающие антикоррупционную тему профессионалы подчеркивают, что ощутимого перелома в борьбе с коррупцией можно добиться только ратифицировав в России Конвенцию ООН против коррупции в полном объеме. Включая статью 20, которая предусматривает признание уголовно наказуемым деянием незаконное обогащение госслужащих. Но ратифицировать именно эту статью международной конвенции ее противники отказываются. " В УК РФ должна появиться новая статья, предусматривающая уголовную ответственность для госслужащих за "незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать", - говорит Руслан Коблев.
Глава Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов считает депутатскую инициативу "невредной", поскольку открытый реестр поможет кадровым службам предотвращать назначение запятнавших себя граждан на влиятельные государственные должности, а также в госкорпорации или в госкомпании. "Несмотря на то что методика отсева для работы на госслужбе судимых за взятки граждан уже существует через запросы в информационные системы МВД, зачастую через те же коррупционные модели, позволяют их обходить", - говорит Кабанов.
Между тем за 9 месяцев 2013 года, по данным российских правоохранителей, было дано и получено взяток на 21 миллиард рублей - примерно столько же стоит одна ТЭЦ, построенная с нуля. Но это только официальная статистика, а скольких еще не поймали за руку?
Иван Соловьев, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ:
Идея так называемых "позорных" столбов, списков, публикаций не нова. В свое время были идеи публиковать списки лиц, уклоняющихся от уплаты налогов. У нас есть реестры недобросовестных поставщиков, заемщиков, застройщиков и т. д.
Сама идея относительно лиц, совершивших коррупционные деяния, носит, бесспорно, профилактический характер. Попадая в него, человек получает не только всероссийскую огласку как коррупционер, но фактически и волчий билет на всю дальнейшую свою трудовую деятельность. Насколько это соответствует принципу справедливости, трудно сказать. Ведь в отношении него уже вынесен приговор, он начал отбывать наказание (будь то штраф или лишение свободы условное или реальное). А здесь еще добавляется и некая гражданская дисквалификация в виде попадания в реестр. Есть вероятность, что такое положение может негативно отразиться и на родственниках лица, которое попало в такой список. Все мы знаем, как любят у нас на местах проявить рвение. Будут ли удалены из реестра сведения после погашения судимости, тоже важный вопрос.
В качестве положительного момента отмечу, что сведения, содержащиеся в реестре, могут использоваться для анализа с целью определения сфер государственной политики и должностей, связанных с выполнением функций государства или местного самоуправления, с самыми высокими коррупционными рисками. Хотя, в принципе, такая работа с успехом сейчас проводится и без наличия такого реестра.
Предполагаю, что реализация такого решения потребует выделения не только дополнительных денежных средств из бюджета, увеличения численности сотрудников минюста, но и решения ряда деликатных правовых вопросов. Есть аналогичный зарубежный опыт. В Украине такой закрытый реестр начал действовать с 1 февраля 2012 года. Туда вносятся судебные решения в отношении лиц, совершивших коррупционные правонарушения, которые были приняты после 1 июля 2011 года, то есть с момента вступления в силу Закона "О принципах предотвращения и противодействия коррупции". На начало 2014 года в реестре числится уже порядка 7 тысяч судебных решений. Активно обсуждался вопрос о том, чтобы этот реестр стал открытым и к нему мог бы обратиться любой желающий. С 1 января 2014 года его открыли. Но обнародованию подлежат сведения о трех десятках имен лиц, по которым суды вынесли окончательные решения. Для этого между Министерством юстиции Украины и Государственной судебной администрацией Украины согласован механизм оперативного обмена сведениями о принятых судебными органами Украины решения по делам о коррупционных правонарушениях. Примечательно, что в течение первых двух месяцев функционирования реестра в минюст Украины поступило около 10 тысяч запросов на проведение специальной проверки сведений в отношении лиц, претендующих на занятие должностей, связанных с выполнением функций государства или местного самоуправления. По результатам рассмотрения таких запросов министерством юстиции были предоставлены информационные справки о наличии в реестре сведений относительно 42 из тех лиц, которые проверялись.
Что касается, в целом, российского законодательства, то на сегодняшний день в сфере противодействия коррупции оно является абсолютно самодостаточным. Создано специальное подразделение в администрации президента. А предложенная инициатива рассчитана, на мой взгляд, больше на общественный резонанс, чем на реальное воплощение в жизнь.
Вадим Ткаченко, генеральный директор ООО "ОЦЕНОЧНАЯ КОМПАНИЯ: СПРАВЕДЛИВАЯ СТОИМОСТЬ":
Идея не новая в политике, но в данном случае не проработанная до конца. Как мы знаем, в нашей стране никто не застрахован от подстав и исполнений статистических данных по преступлениям, никто не застрахован от судебных ошибок. Однако в реестре могут оказаться те люди, которые никакого отношения к этому могли не иметь. Во-вторых, такой список лишает оступившегося человека на исправление, которое потерпит определенное наказание, основная цель которого исправление. Однако исправившись, он уже никогда не сможет занять определенный пост. В-третьих, это всё напоминает средневековое клеймение преступников, которое ничего хорошего кроме развлечения народа не несёт. Взяток меньше не станет, все риски будут монетизированы.
Да, и рядовые граждане, и бизнес из-за взяток теряют очень много, но в 10 раз больше они теряют из-за бюрократических излишек, сроках рассмотрения какого-то вопроса, отсутствия логики в ряде вопросов, некомпетентности многих чиновников, мобильности и информационной поддержке в органах власти. На этом бизнес теряет в 10 раз больше.
Иностранный опыт в борьбе с коррупцией идет немного другими путями - направлен на решение тех проблем, с которыми сталкивается бизнес и простые люди в решении их вопроса в органах власти, путем введения прозрачных механизмов, электронных форм и внедрения современных технологических и информационных решений. В том числе через интернет. В экономически слабых и авторитарных государствах такие проблемы решаются силовым путем.
Проблема коррупции не в количестве законов. Пока бизнес и простой человек не увидит качественную альтернативу в решении того или иного вопроса в противовес взятки, никакие законы здесь не помогут.