По предварительным данным аналитического агентства iKS-Consulting, в 2013 году российский рынок телекоммуникаций достиг 1 трлн 635 млрд руб. При этом, как отмечается в исследовании аналитиков, крупные города больше не могут служить основными источниками роста, особенно в том, что касается рынка услуг широкополосного доступа (ШПД) в Интернет (так называемого "проводного" Интернета). Согласно данным "ТПП-Информ", уровень проникновения ШПД в Москве и в крупнейших городах России уже сейчас сопоставим с уровнем проникновения в других мировых столицах и составляет более 80%, а вот в целом по стране он вдвое меньше - 39%. Стоит отметить, что более половины пользователей услуг ШПД в России проживают в городах с населением от 500 тысяч человек и выше.
Отсюда эксперты рынка делают вполне логичный вывод, что основной потенциал прироста рынка ШПД сосредоточен в средних и малых городах, а также в отдаленных от центра областях. Здесь потенциал огромен, так как на этих территориях России уровень проникновения широкополосного доступа все еще значительно отстает от стран-лидеров. Например, в странах Европы проникновение составляет в среднем 70%, а в США - 77%.
По данным аналитического агентства, по итогам 2013 года доля участия крупнейших российских игроков на рынке ШПД выглядит следующим образом: у "Ростелекома" - 34%, у "Эр-Телеком" - 10%, по 8% - у "ВымпелКома" ("БиЛайн") и МТС, у ТТК - 4,6%, еще 33% - у мелких операторов. При этом "Ростелеком", пермский "ЭР-Телеком" и ТТК делают ставку прежде всего на регионы, а представители большой тройки мобильных операторов - на города-миллионники.
Битву на рынке двух столиц в основном ведут "Ростелеком" и "ВымпелКом". Что касается ситуации в регионах, то большинство компаний, таких как "ВымпелКом", "Акадо", МТС, расширяют там свой бизнес за счет крупных и средних городов. Пока что лишь ТТК рассматривает города с населением от 50 тысяч человек как привлекательные для развития бизнеса. При этом, по мнению целого ряда экспертов, именно рынок малых и средних городов достаточно привлекателен в плане расширения клиентской базы.
- Проблема для большинства игроков здесь - отсутствие магистральных сетей, - считает Агван Микаелян, генеральный директор компании "ФинЭкспертиза".
Развитие телекоммуникационной отрасли показывает и успешность стратегии на интеграцию, принятой рядом российских компаний: слияние "Связьинвеста" с "Ростелекомом" и "Комстара" с МТС дало позитивный синергетический эффект. Положительные результаты приносит и структурная перестройка внутри компаний: так, ТТК удалось добиться успехов благодаря развитию розничного бизнеса на базе имевшихся магистральных мощностей.
По мнению западных исследователей, российский рынок телекоммуникаций сейчас находится в едином тренде с международным, для которого характерна интеграция бизнесов для возможности предоставления наиболее полного списка услуг. Джефф Крокер, ведущий консультант в области маркетинговых стратегий, утверждает, что российский телеком может благодаря международному опыту даже сделать скачок, пропуская промежуточные технологии.
В этом смысле показательно развитие крупнейших игроков международного рынка ШПД: все они, как, к примеру, американская Sprint Nextel Corporation или британская Vodafone Group plc (Verizon Wireless в США), строят розничный бизнес на базе собственных магистральных сетей. "В масштабах деятельности крупных игроков выстраивание таких структур вполне логично", - говорит аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин. Логика здесь железная: финансовые модели магистрального и розничного бизнеса дополняют друг друга и позволяют гарантировать стабильный доход. Вложения в магистраль окупаются не только за счет корпоративных клиентов, но и за счет розничных продаж, что стабилизирует финансовый поток, а затраты на строительство сетей уменьшают наличие собственной магистрали и прибыль от корпоративного бизнеса. Кстати, именно поэтому интегрированный бизнес гораздо привлекательнее для покупателей, чем чистая розница: привязка к чужому магистральному кабелю будет для покупателя не плюсом, а скорее обременением.
Российские игроки также следуют этой логике, достраивая свой бизнес до "полного пакета". К примеру, "большая тройка" сотовых операторов, начав с розничного бизнеса, построила затем свои магистральные сети. Сегодня этот процесс продолжается: о строительстве собственных магистральных сетей задумался "ЭР-Телеком", работающий пока на арендованных мощностях.
Более 30% рынка не консолидировано, что дает возможность игрокам, пока отстающим по размерам от большой тройки, расти через слияния. Такие сделки могут стать решением проблемы снижения издержек при проникновении в малые города. Специалисты считают возможным появление на рынке второго по величине игрока после "Ростелекома". По мнению Микаеляна, продолжение консолидации рынка ШПД не приведет к монополизации. "Уровень развития в России услуг ШПД сегодня таков, что антимонопольное регулирование нужно в виде набора мер, стимулирующих развитие этого сектора", - говорит эксперт.
Понимая важность развития ШПД в России, государство прорабатывает комплекс мер, призванных снизить административные барьеры в развитии отрасли. Минкомсвязь, минэкономразвития, минфин совместно с операторами проводят регулярные обсуждения текущих проблем отрасли. Вся эта работа служит одной главной цели - доступности Интернета в любом, самом отдаленном уголке страны, в каждом доме. Это означает, что и тренд на крупных операторов как на основную движущую силу развития рынка будет сохраняться.