Они составят почти 75 процентов от уровня 1990 года, сообщил замдиректора профильного департамента минэкономразвития Олег Плужников. Речь идет о диоксиде углерода (СО2), он наиболее важен по влиянию на климат. Лимит установлен в указе президента, где поставлена задача не допустить такого уровня к 2020 году. Теперь предстоит срочно определиться с тем, как сдержать рост выбросов, прежде всего - в энергетике, на которую приходится их львиная доля. План мероприятий должен быть утвержден не позднее начала апреля. И минэкономразвития провело уже второй раунд экспертного обсуждения проблемы.
Во многих странах для этого введено углеродное регулирование, и пока в этой сфере Россия остается одним из двух заметных белых пятен на карте мира. Компанию нам составляет Африка (кроме ЮАР). В мире применяются две основные системы регулирования выбросов: продажа квот предприятиям с "грязными" технологиями и взимание углеродного налога.
Первый путь хорош тем, что точно известен объем сокращения выбросов, но неизвестно, во сколько квоты обойдутся бизнесу. В отношении второго ситуация противоположна - объем платежей прогнозируем, но при этом трудно предсказать, что это даст для охраны окружающей среды и повышения энергоэффективности. Теоретически последний путь экономически более эффективен. Можно взять пример с ЕС, где требования к низкоуглеродному развитию самые жесткие в мире и где был создан самый большой углеродный рынок (11 тысяч предприятий в 28 странах). Квоты на выброс там - очень ликвидный товар, одна квота может сменить владельца до пяти раз. Но европейская модель имеет недостатки. Пока экономика Европы бурно росла, квоты тоже росли в цене и тем самым толкали бизнес к внедрению более современных технологий. В период рецессии, наступившей после 2008 года, рынок углеродов обвалился. И хотя не умер окончательно - в 2013 году его объем составил 10 миллиардов долларов, но почти перестал оказывать влияние на инвесторов. Так что модель ЕС в "чистом виде" годится для быстрорастущей экономики и дает сбой в период кризиса.
Есть еще третий, промежуточный вариант ограничения выбросов - точечная поддержка проектной деятельности в соответствии с международными нормами и методиками. Такая форма уже применялась в России в 2008-2012 годах. Есть и эксперты, сомневающиеся в необходимости обкладывать бизнес "налогом на воздух". Возможно, имеет смысл просто залатать сети теплоснабжения, ведь только за счет этого можно было бы сэкономить порядка 70 миллиардов рублей бюджетных денег в год и добиться 25-процентного роста энергоэффективности. Или смягчить экологические нормативы, которые требуют огромных энергозатрат и в то же время сомнительны с точки зрения здравого смысла.
Простой пример: в России закон заставляет промпредприятия очищать сточные воды до уровня питьевой. Фактически каждое предприятие финансирует завод по производству питьевой воды. Так что одно снижение требований к качеству сточных вод до, скажем, принятого в Европе, приведет к огромной экономии топлива. При этом никаких затрат не потребуется.