Состояние дел в этой сфере у депутатов "все еще вызывает беспокойство и тревогу". На совещании вспоминали, с какими трудностями проходил через Думу новый закон об образовании, принятый в декабре 2012 года, а вступивший в силу 1 сентября 2013-го, как сложно шла работа над проектом закона о реформировании Российской академии наук. "За двадцатилетие школьных реформ и различных вузовских нововведений полного общественного компромисса пока не достигнуто", - констатировал спикер. Более того, по мнению Нарышкина, "у части общества происходит обесценивание отдельных вещей, которые прежде нам казались очень важными", "обесценивается образование и связанные с ним ценности культуры и представления о морали".
Поэтому, как полагает Сергей Нарышкин, сегодня важна "как оценка эффективности отдельных норм" нового закона, "так и анализ самих причин, вследствие которых те или иные нормы закона, что называется, "пробуксовывают". Спикер сообщил, что в Думу приходит много предложений о внесении поправок в закон. Только из парламентских фракций их поступило около 30.
"Самое главное - это то, что серьезных рекламаций по закону в целом не было. То есть закон работает", - отметил, выступая на совещании, председатель Комитета по образованию Вячеслав Никонов. Однако он признал, что есть целый ряд разделов, которые можно назвать "спящими" - "пока они не в полной мере реализуются по разным причинам", - и выразил надежду, что "спят" эти нормы лишь "пока". Поскольку в обществе виден достаточно серьезный интерес к их реализации.
По словам Никонова, по ряду направлений ведется перенастройка, исправляются положения закона, которые вызвали большой резонанс в обществе. Госдума уже приняла поправки в закон о предоставлении льгот при приеме на программы бакалавриата и специалитета детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Сейчас решается проблема расчета платы за проживание студентов в общежитиях. Еще одна законодательная инициатива, уточнил Никонов, связана с предоставлением студентам права бесплатного посещения государственных и муниципальных музеев. Идет работа и над законопроектом о требованиях к одежде обучающихся. Это "действительно большой вопрос, вызывающий серьезный интерес, большие экономические последствия - по оценкам ряда экспертов, расходы на приобретение школьной формы будут составлять до 30 млрд рублей", - уточнил Вячеслав Никонов.
На совещании у председателя Госдумы обсуждали и реализацию тех положений Послания президента РФ Федеральному Собранию, которые связаны с совершенствованием системы образования. Одна из поставленных Путиным задач - о плате за проживание в общежитии - уже решается. И, как полагают в профильном комитете, в апреле необходимые поправки будут приняты.
Вторая задача - предусмотреть в выпускном классе итоговое сочинение, результаты которого наряду с ЕГЭ учитываются при поступлении в вузы и другие учебные заведения. "Нам кажется, что это сочинение могло бы стать частью портфолио школьников, в которое наряду с сочинением могли бы войти победы на олимпиадах и поощрения за успехи в учебе, те же самые медали, если они будут, внеучебные достижения и так далее", - сказал Вячеслав Никонов. Однако заметил, что "прежде чем приступить к подготовке соответствующих поправок, нужно принять политическое решение о поддержке предложенного подхода по учету результатов сочинения".
Третью задачу - принятие правовых актов, которые позволят российским вузам развивать массовое дистанционное образование, ориентированное прежде всего на соотечественников и граждан СНГ, в Думе будут решать после широкого обсуждения в профессиональном сообществе.
Однако ректор МГУ Виктор Садовничий призвал депутатов не затягивать с созданием правовой основы для отечественной системы дистанционного обучения. Промедление, как полагает он, негативно скажется на конкурентоспособности российского образования. Садовничий также предложил развивать сетевое взаимодействие вузов и внутри России.
Министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил, что уже пора подумать и о создании нового закона о науке, поскольку нынешний работает уже почти двадцать лет, в него внесено огромное количество поправок. "Важно проанализировать состояние научного законодательства в других странах, понять, на какие вопросы действующая редакция закона о науке ответа не дает, какие вопросы требуют дополнительного регулирования", - определил ближайшие цели Ливанов.