В первую очередь изменения затрагивают российские организации - собственников административно-деловых центров и торговых центров и помещений в таких центрах, а также нежилых помещений, в которых размещаются офисы и торговые объекты. Включены в список и нежилые помещения, техническое назначение которых хоть и не предусматривает размещение офиса, но фактически используется в этих целях. Действие поправок ощутят на себе собственники торговых и деловых центров, которые были введены в эксплуатацию более 10 лет назад. Если раньше они платили налог, исходя из среднегодовой стоимости объекта, определяемой по остаточной стоимости (с учетом амортизации объекта), то сейчас придется платить налог, исходя из более высокой кадастровой стоимости.
"Правительство Москвы приняло постановление от 29 ноября 2013 года
N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год". В отношении объектов недвижимого имущества, попавших в перечень, в качестве налоговой базы применяется кадастровая стоимость начиная с 1 января 2014 года, - рассказал "РГБ" партнер адвокатского бюро "Юрлов и партнеры" Кирилл Горбатов. - Там, где региональные власти соответствующих законов не приняли и не утвердили перечень конкретных объектов недвижимости, новый порядок определения налога будет применяться с начала года, следующего за годом, в котором такой закон и перечень будут приняты".
Как эти изменения будут реализованы на практике в столице и Подмосковье? Малые предприятия - собственники объектов могут рассчитывать на применение особых налоговых льгот. А остальным остается уповать на то, что субъекты РФ в пределах предоставленных им Налоговым кодексом полномочий смогут регулировать состав коммерческой недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости, или устанавливать сниженные по сравнению с федеральными ставки, отмечает замруководителя управления бухгалтерского, налогового и правового консалтинга "ФинЭкспертизы" Елена Корнетова: "Московский закон о налоге на имущество устанавливает специальные налоговые льготы по объектам коммерческой недвижимости для существующих более трех лет малых предприятий численностью свыше 10 человек и выручкой от реализации в расчете на одного работника не менее 2 млн руб. в год. Для них налоговая база уменьшается на 300 кв. м, но только по одному облагаемому объекту, а также в отношении объектов, используемых для образовательной или медицинской деятельности или используемых некоторыми научными организациями, - сумма налога снижается в четыре раза".
По зданиям, которые предназначены для использования или фактически используются для размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания налог на имущество в Москве по-новому будет рассчитываться только с 1 января 2015 года. Сегодня в столичном перечне недвижимости, по которой налоговая база определяется как кадастровая стоимость, 1842 объекта. По мнению эксперта, такая политика Москвы и Московской области вполне обоснованна и призвана снизить нагрузку от налоговых новаций на бизнес.
А в Амурской области льготы предусмотрены для организаций, реализующих в регионе инвестиционные проекты по определенным видам экономической деятельности (закон Амурской области от 28 ноября 2003 г. N 266-ОЗ "О налоге на имущество организаций на территории Амурской области" (с изменениями на 08.10.2013). Это сельское хозяйство и производство цемента, извести и гипса, но при условии направления высвободившихся средств на цели, предусмотренные соответствующими инвестиционными проектами, подчеркивает руководитель направления налогового права, финансов и кредита "Частного права" Елена Муратова: "При этом срок действия льготы органичен сроком окупаемости проекта и не может превышать три года. Также от налога на имущество освобождены резиденты зон территориального развития и локальных зон экономического благоприятствования, если они направят высвободившиеся от налогообложения средства на цели, предусмотренные инвестпроектами".
Однако пока предприниматели Амурской области будут платить налог по-старому. "Сейчас сохраняется старый порядок определения налоговой базы. Текст Закона N 266-ОЗ пока не учитывает изменений, внесенных в НК РФ Федеральным Законом от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ. В Амурской области к новому порядку только готовятся - там пока принято лишь постановление правительства Амурской области от 24 декабря 2013 г. N 686 "Об утверждении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость". Иными словами, в регионе пока готовят перечень имущества, которое будет облагаться налогом по его кадастровой стоимости", - заявил "РГБ" партнер адвокатского бюро "Плешаков, Ушкалов и партнеры" Вячеслав Ушкалов.
Насколько фактически увеличится налоговая нагрузка на бизнес, пока неясно. "В законе недостаточно четко прописан и непрозрачен для предпринимателей порядок определения кадастровой стоимости. На практике приходилось сталкиваться с ситуациями, когда два стоящих рядом здания имеют большую разницу в кадастровой цене, хотя при сравнении их по техническим параметрам, по расположению их стоимость должна быть на одном уровне. И когда у предпринимателя возникает желание оспорить кадастровую стоимость и нет четкого алгоритма оспаривания в досудебном порядке, через суд тоже процессы идут сложно, - говорит руководитель аудиторско-консалтинговой группы "АИП" Сергей Елин. - В том случае, когда кадастровая стоимость завышена, налоговая нагрузка будет более высокой. В тех случаях, когда кадастровая стоимость совпадает с рыночной, с балансовой стоимостью предприятия, особенно если речь идет о новых зданиях, бизнес не пострадает. Косвенно введение нового порядка может сказаться на увеличении арендных платежей: собственники могут начать перекладывать увеличившиеся затраты на арендаторов-предпринимателей".