Эксперты отметили, что уведомление банка о смене оператора выгодно в первую очередь самому клиенту - в противном случае может быть потерян дополнительный канал контроля за операциями по карте и снижена безопасность использования средств на ней. Что касается ст. 9, по словам директора департамента розничного бизнеса и управления региональной сетью Росгосстрах Банка Вилена Ли, сегодня закон устанавливает только то, что банк, то есть оператор по переводу денежных средств, обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием карты путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом. Однако что считать уведомлением, регулятор четко не обозначил. То есть банк самостоятельно выбирает способы уведомления и доносит эту информацию до клиента.
- К примеру, в нашем банке надлежащим способом уведомления, закрепленным в договоре, является направление информации клиенту через интернет-банк, - рассказал Ли. - Также поступают сегодня и ряд других кредитных организаций. Можно подписаться и на смс-сообщения, но это уже дополнительная опция по желанию клиента.
То есть в договоре четко прописан формат уведомлений, и если соответствующее уведомление клиенту о несанкционированном списании было направлено в интернет-банк, то информирование клиента считается завершенным.
Большинство банков для оповещения клиентов используют интернет-банк и смс-уведомления. Если клиент не предоставил номер своего мобильного телефона и у него нет интернет-банкинга, кредитная организация может направить уведомление по электронной почте и даже через "Почту России", говорит заместитель директора департамента розничного бизнеса Нордеа Банка Ольга Снегирева. Предоставлять свой номер мобильного банку по закону клиент не обязан, но надо учитывать, что в таком случае ему будут недоступны ряд банковских опций, завязанных на услуге смс-информирования. "Банк при этом имеет право не заключать договор с этим клиентом, в случае если смс-оповещения являются основным каналом уведомления о несанкционированных операциях, т.к. подобный отказ содержит риски не только для клиента, но и в первую очередь для кредитной организации", - добавил Вилен Ли.
Новые требования затронули и оповещение юридических лиц об операциях через систему "Клиент-Банк". "Часть корпоративных клиентов уже подписали соглашения о получении уведомлений об операциях на адрес электронной почты, остальным в этом году мы высылаем уведомления на электронную почту в системе "Клиент-Банк", - рассказал вице-президент по развитию розничного бизнеса Сберкред Банка Павел Шубин. Он отметил, что при желании корпоративные клиенты могут сами перенастроить получение сообщения на другой электронный адрес либо на номер мобильного телефона.
Что касается ответственности в случае возникновения проблем с оповещениями, все зависит от того, в каком виде банк предоставляет оповещения клиенту.
В случае смс-сообщений как инструмента оповещения банк не может отвечать за работу оператора, подчеркнул Вилен Ли. В случае же уведомлений через систему интернет-банкинга, если у клиента нет Интернета и он вовремя не смог прочитать сообщения банка, то ответственность лежит на стороне клиента. Если же у банка, к примеру, произошли технические сбои с сервером, то в случае возникновения проблем с оповещением ответственность ляжет на банк. Однако отследить, на чьей именно стороне произошел сбой, не всегда бывает просто. Эксперты заключили, что сейчас оценить последствия ст. 9 Закона "О национальной платежной системе" сложно, т.к. она вступила в действие совсем недавно и банкам только предстоит нарабатывать соответствующую практику.