И тем более трудно представить, что именно тогда, когда электронная декларация законодательно стала единственно приемлемой при оформлении экспорта-импорта, все эти "продвинутые" декларанты в едином порыве вдруг решили вновь обивать пороги таможенных постов с пачкой бумажных деклараций. Да, трудно. Но вполне возможно, причем на вполне законных основаниях. Так, согласно п. 1 ст. 204 и п. 4 ст. 322 федерального закона о таможенном регулировании (311-ФЗ), с 1 января 2014 года декларация на товары подается в электронной форме. А в п. 3. ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) читаем: "Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах..." Чуть ниже, в п. 5 ст. 180 ТК ТС, сказано: "Таможенная декларация может быть представлена в виде электронного документа" - а раз "может быть", то "может и не быть"? При этом 311-ФЗ является субъектом национального права, а ТК ТС - наднационального. А учитывая, что ст. 15 Конституции РФ устанавливает примат международного права над национальным, получается, что ТК ТС "главнее" Закона 311-ФЗ.
"В ТК ТС законодательно закреплено право использования электронных документов, в то же время первичными при таможенном декларировании товаров по-прежнему остаются документы на бумажных носителях", - сообщил "РГБ" член коллегии (министр) по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимир Гошин. "Учитывая возможность подачи таможенной декларации в письменном виде, предусмотренную ТК ТС, юридически декларант имеет право подать в таможенные органы России как участницы Таможенного союза декларацию на бумажном носителе и после 1 января 2014 года, - считает старший специалист по методологии таможенного оформления компании "Национальный таможенный брокер" Валентина Ионичева. - Фактически же таможенные органы скорее всего будут руководствоваться национальным законодательством, как, например, в недавней ситуации с книжками МДП, когда таможня действовала, следуя исключительно письмам ФТС России".
Впрочем, есть и другие мнения по поводу конкуренции 311-ФЗ и ТК ТС. "На основании того, что слово "письменной" в пункте 3 статьи 179 ТК ТС стоит впереди слова "электронной", вывод о приоритете "бумажной" формы нельзя отнести к бесспорным, так как для этого должна была быть прописана соответствующая норма, - пояснила "РГБ" коммерческий директор таможенного холдинга "Группа Тарго", эксперт ТПП РФ Евгения Данилина. - Кроме того, в статье не указано прямо, что декларант может выбрать одну из форм декларирования по своему желанию, а только обозначены два возможных варианта декларирования. Поэтому говорить о явном конфликте норм ТК ТС (как документа международного уровня) и закона о таможенном регулировании (как документа национального уровня) в этой ситуации с юридической точки зрения довольно сложно".
Все логично. И здесь необходимо уточнить, что мы вовсе не агитируем за возврат к "дедовской" форме декларирования товаров и не ищем недостатки в его современном виде. Мало того, с начала года не было официально зафиксированных случаев, когда бы участник ВЭД, ранее декларирующий товары в электронном виде, вдруг "вспомнил" про бумажную ГТД. Предполагаем, что их не будет и впредь, но исходя из здравого смысла, а не норм законодательства. И если такое можно представить хотя бы гипотетически, значит, в законодательстве есть нестыковки.
Взять такой пример: тотальное электронное декларирование в России стало действовать с 1 января, а постановление правительства, определившее перечень товаров, декларации на которые можно по-прежнему подавать в письменной форме, вступило в силу только с 16 января. Хотя список исключений оглашался ФТС России еще в середине прошлого года. Только с 21 февраля начнет работать решение коллегии ЕЭК "О внесении изменений в пункт 12 Инструкции о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары", а ведь согласно вышеупомянутому постановлению они уже приравнены к таможенной декларации. Что мешало этим документам вступить в силу одновременно?
Кроме того, по словам Владимира Гошина, сейчас ЕЭК совместно с государствами - участниками ТС готовят предложения по внесению изменений в таможенное законодательство, направленных на внедрение первичности электронных документов и полный переход на использование только электронных деклараций на товары. Впрочем, вносить эти изменения нет смысла раньше, чем наши соседи по ТС будут на все сто готовы применять только электронную форму декларирования. А до того времени нашим декларантам можно было бы оставить выбор: на бумаге или через Интернет. Тем более что доля бумажных деклараций в общем массиве в конце прошлого года не превышала 1,5%.