Премьера фильма "Отель "Гранд Будапешт" состоится на Берлинале

Берлинский фестиваль встретил гостей ярким солнцем и синим весенним небом. Как всегда, улицу, ведущую к фестивальному дворцу, обрамляют рекламные стенды конкурсных фильмов - на этот раз среди них нет российского.

Первая и главная тема всех разговоров - безвременная смерть оскаровского лауреата Филипа Сеймура Хоффмана, скончавшегося от передозировки наркотиков. По этому поводу фестиваль спешно включает в программу мемориальный показ его лучшего фильма "Капоте", за главную роль в котором Хоффман и получил Академическую премию.

Переверстывает свои планы и Берлинский кинорынок, который откроется в пятницу. Здесь уже было забронировали для Хоффмана номер в отеле - актер должен был прилететь на раскрутку фильма Джона Слэттери "Карман божий", где он сыграл главную роль. И еще на Кинорынке должны были продвигать его предполагаемую режиссерскую работу - фильм из времен "сухого закона" "Эзекиль Мосс". Этот проект в Берлине собирались предлагать международным дистрибьюторам, как сейчас принято, прямо на корню - еще до начала съемок. Теперь фильм, в котором должны сниматься Эми Адамс и Джейк Джилленхаал, оказался в подвешенном состоянии, и компания Exclusive Media будет думать, что с ним делать.

Уже днем у красной дорожки на Потсдамер платц стала понемногу собираться толпа: берлинцы выстроились в многометровые очереди за фестивальными билетами, львиная часть которых уже распродана. А пока очередь движется, они группами выбегают из торгового комплекса "Аркады" посмотреть, не едет ли кто из звезд на встречу с журналистами. Подвальный ресторан фестивального дворца уже декорирован под роскошный отель "Гранд Будапешт". После вечернего просмотра новинки от Уэса Андерсона "Отель "Гранд Будапешт" здесь состоится шикарный прием с участием Райфа Файнса, Билла Мюррея, Тильды Суинтон, Джуда Лоу и новобранца Тони Револони, который наутро после премьеры должен проснуться знаменитым: он сыграл в фильме Андерсона юного Зеро Мустафу, полуеврея-полуараба, ставшего закадычным другом консьержа Густава Эйч.

Фильм доверху набит звездами первого ряда, но главный его герой - конечно, сам этот отель "Гранд Будапешт": совершенно невероятное здание, вобравшее в себя сразу все стили XIX и XX веков, этакий гибрид будапештских СПА и немецкой готики, восточной гаремной роскоши и западной коммерческой рациональности. Такое здание - само по себе источник вдохновения для режиссера, и всякий зритель его нового фильма это сразу почувствует.

Этот шестиэтажный домик с башенками и мезонинчиками художники фильма отыскали в городке Герлице, что в Саксонии. Такой замечательный городок: войдешь в него в Германии, перейдешь речку через мостик - и выйдешь уже в Польше, в городке Згожелеце. Уэс Андерсон признается, что во время съемок постоянно гулял через этот мостик в Польшу, чтобы полакомиться таким кроликом, какой умеют готовить только поляки. И вот там для фильма был найден этот дом - бывший универмаг, во времена ГДР основательно изуродованный советским казенным стилем, но устоявший. Теперь обанкротившийся хозяин уже собирался его продавать за какой-то миллион долларов. А Уэс Андерсон уже думал его купить - и купил бы за миллион, если бы придумал, что ему делать с домом на самом краю Германии.

Для фильма, действие которого происходит в вымышленной республике Зубровке, здание декорировали, добившись полного сходства с чешскими или венгерскими СПА, а в кадрах, где изображена оккупация Зубровки людьми, похожими на нацистов, холлы здания украсили черные штандарты с готическими зизагами, исполняющими в фильме роль свастики.

Потому что это фильм-игра. Игра в Европу и в ее ХХ век.