Как мы знаем, оперативно-розыскная деятельность является важнейшим элементом работы спецслужб. Под ней понимаются скрытое наблюдение, прослушивание переговоров и другие негласные операции. Порой только таким способом можно отследить и пресечь действия террористов и других особо опасных преступников, сделав тем самым нашу жизнь безопаснее.
Секретная работа ведется по строгим правилам, прописанным в документах спецслужб. Один из таких документов - инструкцию об основах организации проведения оперативно-технических мероприятий - попытался оспорить бывший вице-губернатор Челябинской области Виктор Тимашов, который сейчас отбывает наказание в одной из колоний. В 2007 году его осудили на 10 лет по обвинению в крупной взятке. Экс-чиновник, по данным прессы, вины не признал.
В своем заявлении в Верховный суд России он утверждал, что данная инструкция якобы "нарушает его права на получение информации, касающейся дачи разрешения на проведение в отношении него оперативно-розыскных мероприятий". Высшая судебная инстанция, изучив дело, с такими доводами не согласилась. Как сказано в решении Верховного суда России, документ "определяет основы организации и тактики проведения органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, оперативно-технических мероприятий, а также порядок взаимодействия указанных органов с судами при получении судебных решений на их проведение". При этом "инструкция не регулирует вопросы ознакомления осужденного, его защитника с судебными постановлениями о даче согласия на проведение оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционных прав граждан".
Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-розыскных мероприятий установлены статьей 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Инструкция спецслужб, как установил Верховный суд России, не противоречит ни федеральному закону, ни другим нормативным правовым актам, имеющим большую силу.
Суд также отметил, что при получении судебного решения на проведение оперативно-розыскных мероприятий требуется соблюдение секретности. И сделал вывод о том, что "отсутствие возможности знать содержание судебного решения, на основании которого лицо было ограничено в правах, не является препятствием для подачи жалобы в порядке, установленном Уголовно-процессуальным законодательством". Однако это не свидетельствует о праве гражданина на получение таких судебных решений. Указывая на возможность истребования лицом сведений в сфере оперативно-розыскной деятельности, Верховный суд сослался на статью 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Она говорит только о возможности предоставления в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны, сведений о полученной о лице информации. И лишь в случаях, когда его виновность в совершении преступления не доказана.
Безусловно, законы разрешают человеку обращаться в суд и различные государственные органы с требованием предоставить информацию, затрагивающую его права и законные интересы. При этом, как поясняют правоведы, у гражданина нет права на истребование всей собранной о нем информации, если такие оперативные мероприятия осуществлялись с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и в рамках закона об оперативно-розыскной деятельности. В каждом случае надо разбираться особо.