Закон был принят в 2006 году, но в него уже неоднократно вносились дополнения. Подготовленные в кабинетах минфина поправки к Федеральному закону N 244-ФЗ были размещены на едином портале для общественного обсуждения и оценки регулирующего воздействия. Свое мнение по готовящемуся документу смогли высказать простые граждане, оставив более двух тысяч комментариев. Экспертную оценку новому документу также дали Минэкономразвития России, Федеральная антимонопольная служба, другие имеющие отношение к этому вопросу ведомства и общественные организации. Реакция экспертного и профессионального сообществ на законопроект оказалась неоднозначной. Большая часть экспертов и участников игорного рынка считает: поправки нуждаются в существенной корректировке с учетом наработанной в России практики и международного опыта. По их мнению, разработчики допустили ряд недочетов и противоречий, которые могут привести не к ужесточению контроля на рынке, а наоборот - создадут лазейки для недобросовестных игроков. Высказаны серьезные опасения, что принятие законопроекта в существующей редакции может привести к развитию игромании в стране.
- Мое мнение о предлагаемых поправках неоднозначное, но в целом негативное, - говорит Леонид Обозный, президент компании First Gaming, один из ведущих экспертов в области игорного бизнеса. - В них затронут давно назревший вопрос регулирования онлайн-гэмблинга в России. Но то, что предлагается для решения данной проблемы, и другие внесенные разработчиками изменения приведут к существенному ухудшению ситуации в отрасли. Хочу отметить, что аналогичный пакет поправок планировалось принять в декабре 2013 года к закону о смежной отрасли - лотереям. Но после ряда критических замечаний в ведомствах поправки были отправлены на дополнительное согласование и выделены в отдельный нормативный акт, который сейчас находится в процессе обсуждения.
Среди ведомств, букмекеров и держателей тотализаторов особенно остро обсуждается понятие саморегулируемых организаций (СРО), которое в этом сегменте рынка вводится впервые. Законопроектом предусмотрено, что все вновь создаваемые букмекерские конторы и тотализаторы обязаны вступить в СРО в течение 30 рабочих дней с даты получения лицензии. СРО обретет свой статус лишь в том случае, если в ее составе будет не менее 10 членов. Согласно новому документу, СРО будут разрабатывать стандарты и правила приема в члены, порядок деятельности организаторов азартных игр, устанавливать меры дисциплинарного воздействия на нарушителей. Например, блокировать через провайдеров сайты нелицензированных онлайн-букмекеров.
В интервью нашему корреспонденту президент Национальной ассоциации букмекеров Юрий Федоров поддержал это нововведение: "Принятие законопроекта минфина обеспечит защиту прав и интересов участников азартных игр - у них появится возможность обращения в СРО букмекеров с жалобами. А государство получит возможность четко определять ответственность субъектов в случаях нарушения прав игроков, делающих ставки в Интернете". Однако некоторые эксперты считают, что указанное положение не соответствует нормам Федерального закона N 99-ФЗ и по своей сути сводит на нет институт лицензирования на этот вид деятельности, а также предоставляет право организации, не являющейся органом государственной власти, прекращать действие лицензии.
При этом большинство участников рынка склоняются к мнению, что у СРО недостаточно полномочий для осуществления контроля за участниками азартных игр.
- Введение института СРО в сфере организации и проведения азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, - свое мнение в письме в минфин высказывает генеральный директор Общероссийской общественной организации "Российская ассоциация букмекеров" Константин Макаров, - является по своей сути мерой государственного регулирования и контроля. Однако указанными функциями нельзя наделять СРО, так как данные организации, в отличии от государства, недостаточно наделены полномочиями и соответствующими административными ресурсами, способными в полной мере обеспечить функции по контролю и надзору за деятельностью. Только лишь государство в целом может регулировать этот сегмент предпринимательской деятельности.
По мнению Леонида Обозного, "в эти положения явно заложен потенциал для злоупотреблений и разрушения конкурентной среды в отрасли. В первую очередь речь идет о предлагаемом обязательном членстве в СРО. В Российской Федерации сейчас насчитывается всего 27 обладателей букмекерских лицензий. Для формирования СРО требуется не менее 10 обладателей лицензий, и при этом каждый из них может участвовать только в одной СРО. То есть на данный момент максимально может быть лишь две СРО. Но с учетом предлагаемых в проекте поправок, неподъемных для многих лицензиатов требований для участия в СРО, возможно, что СРО будет создана всего одна. Если учесть, что проект поправок предусматривает полную зависимость участников рынка от этой одной, максимум двух СРО, то тот, кто будет контролировать СРО, получит гигантский инструмент для злоупотреблений, коррупции и недобросовестной конкуренции".
Кроме того, букмекеры ставят под сомнение целесообразность введения проектом специального компенсационного фонда, который формируется за счет взносов членов СРО для выполнения обязательств перед участниками азартных игр. При этом размер взноса в компенсационный фонд должен составлять не менее 100 млн рублей для букмекерских контор и не менее 30 млн рублей - для тотализаторов. Бизнесмены считают: достаточно того, что организаторы азартных игр уже привели свою деятельность в соответствие с законом N 244-ФЗ, предусматривающим наличие уставного капитала в размере 100 млн рублей, чистых активов - 1 млрд рублей, банковской гарантии - 500 млн рублей. А ужесточение требований приведет к нестабильности в этой сфере деятельности.
Проектом закона вводится новое понятие "интерактивной ставки" и создание центров учета интерактивных ставок букмекерских контор и тотализаторов, под которым понимается кредитная организация, осуществляющая деятельность по приему, учету и переводу денежных средств физических лиц, вносимых в качестве интерактивных ставок. Эти законодательные инициативы привлекли наибольшее внимание в ходе общественного обсуждения законопроекта. По мнению ряда экспертов, наделение центров учета правом самостоятельно взимать с участника и организатора азартных игр комиссию за осуществление своей деятельности и устанавливать ее размер создает дополнительное финансовое обременение. По сути это посредники между организаторами азартных игр и их участниками. А возложенное на центр право учета участников азартных игр, как считают представители букмекерского рынка, вообще ставит под сомнение законное соблюдение коммерческой тайны и конфиденциальности информации.
Новые пункты закона дают право расширять способы оплаты ставок путем внесения денежных средств через платежные терминалы, банкоматы и иные программно-технические средства, в том числе через мобильные приложения, широко доступные населению. Автомат не видит, кто делает ставку - ребенок, недееспособный человек или пенсионер. Не получится ли так, как в свое время с игровыми автоматами, в игровую зависимость от которых попали тысячи людей, что еще страшнее - детей.
Букмекерство появилось в России относительно недавно, но оно уже вписалось в мировую игорную индустрию. В частности, между российскими и крупными зарубежными букмекерскими компаниями, являющимися признанными лидерами в области азартных игр, заключено значительное количество лицензионных договоров на поставку событий. Букмекеров тревожит, что некоторые из них законопроектом предложены к запрету на территории России. Например, предполагается ввести запрет на проведение азартных игр, исход которых зависит от действий, связанных с организацией и проведением других азартных игр. Разработчики нового законопроекта предлагают также существенное сокращение перечня событий, которые на законном основании могут использовать организаторы азартных игр. Но действующее законодательство, по мнению некоторых из них, уже содержит комплекс мер, которые регулируют эти вопросы.
Безусловно, любой бизнес, чтобы он развивался в правильном направлении, нуждается в независимом контроле. Но без излишнего государственного вмешательства, различных необоснованных ограничений и норм. Важно вырабатывать такие правила, которые понятны бизнесу и гарантируют ему развитие и стабильность. Организаторы азартных игр надеются, что разработчики поправок прислушаются к их мнению, и в новом законе найдет отражение комплекс эффективных и проверенных практикой мер, направленных на соблюдение прозрачности бизнеса, защиту интересов участников азартных игр, сводящих к минимуму нелегальный игорный бизнес.