Большая часть поддержанных членами комитета изменений имеют технологическую природу - они вносят в будущий закон нормы, которые уже приняты и действуют. Однако были и принципиальные поправки. Под одной из них, уточняющей условия, на которых политические партии и самовыдвиженцы могут участвовать в выборах, подписи лидеров четырех думских фракций - "единоросса" Владимира Васильева, либерал-демократа Владимира Жириновского, коммуниста Геннадия Зюганова и "справоросса" Сергея Миронова. Они определили главный и, по их мнению, бесспорный критерий, дающий право любой зарегистрированной партии претендовать на мандаты в российском парламенте, - поддержка избирателей. Глава профильного комитета Владимир Плигин назвал эту поправку системообразующей.
По его мнению, она не исключает политической конкуренции и в то же время не допускает к участию в выборной кампании случайные партии, никого по сути не представляющие. "Необходимым условием регистрации федерального списка кандидатов, кандидата является поддержка их выдвижения избирателями, наличие которой определяется по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения", - так формулируется эта поправка. А дальше объясняется, в каком виде может быть выражена эта поддержка. В зачет идут прежние партийные заслуги на федеральных и региональных выборах. Не возникнет препятствий для участия в новой избирательной кампании у партии, которая по итогам прошлой была допущена к распределению думских мандатов или набрала на выборах в нижнюю палату российского парламента не менее трех процентов голосов.
Получат возможность зарегистрировать свои списки кандидатов и партии, имеющие депутатский мандат хотя бы в одном региональном собрании. Всем остальным придется искать поддержку избирателей, подтвержденную их подписями. За федеральный список кандидатов требуется собрать не менее 200 тысяч подписей избирателей (при этом на один субъект РФ должно приходиться не более семи тысяч подписей избирателей).
Но если - с подписями или с учетом былых выборных успехов - партия сможет зарегистрировать свой список кандидатов, то облегчит дорогу к думским выборам и своим одномандатникам. Для их регистрации дополнительных подписей не попросят.
А вот от самовыдвиженцев по одномандатному округу, чтобы доказать поддержку избирателей, нужно собрать не менее трех процентов автографов от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории округа. Или три тысячи подписей, если в округе менее 100 тысяч избирателей.
Подобная система, как полагает большинство членов комитета, вполне демократична. Однако в некоторых новых партиях, которые никаких депутатских мандатов пока не имеют, расценили необходимость собирать подписи как попытку ввести фильтр для участников избирательной кампании. Эту позицию на заседании комитета отстаивал депутат Дмитрий Гудков, сравнивший политическую жизнь с бизнесом. "Раз партия зарегистрирована минюстом, - утверждал Гудков, - значит, она получила лицензию, в том числе и на участие в выборах, и никаких подписей не нужно". Пассаж про "лицензию" на политработу члены комитета оценили. Однако с таким сравнением не согласились.
Депутат КПРФ Вадим Соловьев заявил, что не видит "ничего страшного" в том, что разного рода "партийки, созданные для того, чтобы "бороться с оппозицией", "оттягивать у нее процент на выборах", пойдут собирать подписи. Он вспомнил 1993 год, не самый благоприятный для Компартии, однако она смогла собрать нужное число подписей избирателей. Либерал-демократ Сергей Иванов даже удивился, почему новые партии так боятся встреч с избирателями. "Пусть пойдут, поработают", - посоветовал Иванов политическим новобранцам. За поправку лидеров фракции высказался и "справоросс" Александр Тарнавский, убежденный в том, что "в выборах, особенно на федеральном уровне, должны принимать участие серьезные политические структуры, имеющие опыт".
Президент РФ Владимир Путин 1 марта 2013 года внес на рассмотрение Госдумы законопроект о выборах депутатов Государственной Думы, который предусматривает введение смешанной мажоритарно-пропорциональной системы избрания нижней палаты парламента (половина депутатов избирается по партийным спискам, а половина - по одномандатным округам). Для избрания половины депутатского корпуса по одномандатным округам на территории РФ образуются 225 одномандатных избирательных округов, каждый из которых будет представлен в Думе одним депутатом. Сохраняется 5%-ный барьер для допуска политических партий к распределению депутатских мандатов. Барьер может быть понижен, если партии, получившие более 5%, в совокупности наберут не более 50% голосов (сейчас не более 60%). В первом чтении законопроект был принят 16 апреля 2013 года.