По данным исследования OnLife компании Synovate Comcon, во II полугодии 2013 года 77% пользователей Глобальной сети посещали сайты интернет-магазинов. В Москве этот показатель еще выше - 82%. Из них 62% совершали покупки, при этом покупательская активность москвичей также оказалась выше средней по России и составила 69%.
Большая часть пользователей приобретают товары в отечественных интернет-магазинах, но доля тех, кто заказывает товары из-за границы, растет. Среди российских онлайн-шоперов 39% совершали покупки в зарубежных онлайн-магазинах в прошлом году.
Зарубежные магазины оказались особенно популярны среди жителей городов с населением менее миллиона человек - здесь 42% онлайн-шоперов хотя бы раз за три месяца совершали покупки в зарубежных интернет-магазинах.
"Россияне в прошлом году оставили в зарубежных онлайн-магазинах более 1 млрд долларов, потому что одежда и обувь, например, стоят в 2-3 раза меньше, чем в российских магазинах, а выбор больше. При этом западные ритейлеры добились того, что посылка из США приходила за неделю", - отметил председатель Всероссийского объединения предпринимателей Клуб лидеров Артем Аветисян.
"У региональных покупателей появились отличные и понятные им инструменты для покупок, например связка Qiwi + Aliexpress. Эта тенденция будет развиваться, так как развивается не только оффлайн инфраструктура (инструменты оплаты, вариативность доставки), но и растет интернет-грамотность покупателей. Это стало возможным в том числе потому, что многие иностранные продавцы ввели русскоязычные интерфейсы и поддержку", - рассказал директор по маркетингу компании InSales Артем Соколов.
Интерес отечественных интернет-пользователей к зарубежным магазинам обусловлен тем, что товары там, как правило, дешевле, кроме того, покупатель имеет страховку своего платежа. "Например, через систему PayPal - в случае неполучения товара - стоимость компенсируется покупателю. В наших интернет-магазинах нет сторонней организации, контролирующей процесс оплаты доставки. А случаи мошенничества, продажи нелегальной или бракованной продукции в столичных интернет-магазинах, увы, не редкость, - объяснил заместитель исполнительного директора компании Wallstr Павел Бителев. - Как правило, главным фактором при выборе товара в Интернете является цена, потом срок доставки и только потом - репутация магазина и доверие к нему покупателей. Обилие интернет-магазинов в России, к сожалению, пока не обеспечивает должный уровень сервиса. Затраты на открытие интернет-магазина не велики, а нанять персонал, обеспечить круглосуточную поддержку и консультацию, своевременно заказывать и отправлять товар - этим могут похвастаться только крупные магазины. В то время как зарубежные магазины всегда отвечают на электронные письма, предоставляют интересные цены и в 90-95% случаев соблюдают сроки по доставке".
Эксперты отметили, что в этом году процент покупок через зарубежные интернет-магазины может резко упасть. "Это связано с ужесточением правил ввоза посылок в РФ. Минэкономразвития согласовало с правительством РФ порог беспошлинного ввоза зарубежных интернет-посылок на уровне 150 евро. Эти меры направлены на борьбу с недобросовестными предпринимателями, которые беспошлинно ввозят товары не для личного пользования, а для перепродажи, - объяснил Павел Бителев. - Так что простым пользователям будет уже не так просто заказать для себя, например, горные лыжи из-за границы или велосипед. А разница в цене с теми же товарами в России может доходить до 40-50% за единицу товара".
По мнению Артема Аветисяна, после снижения порога по таможенной пошлине все будет зависеть от того, нужно ли будет самому оформлять платеж на таможне, или операторы и таможни договорятся о том, что пошлина будет "зашита" в цену товара. "Дальнейшее развитие этого сегмента интернет-торговли будет зависеть от того, насколько подорожают отдельные категории товаров, но роста на 40-50% в год, как было раньше, будет сложно ожидать. Выиграют прежде всего отечественные ритейлеры, которые смогут предлагать более низкие цены".
Для привлечения покупателей российским интернет-магазинам, по мнению экспертов, нужно ориентироваться не на прибыль и оборот, а на клиентов и положительные отзывы. "Сначала необходимо создать себе репутацию качественного и выгодного ресурса - тогда и покупатели будут подтягиваться. Ведь второй самый распространенный способ узнать об интернет-магазине - "сарафанное радио". Ну и, конечно, надо помнить о контекстной рекламе, тегах, месте в поисковиках, качестве сайта - ведь это и лицо компании", - добавил Павел Бителев.