В Санкт-Петербурге, где жил драматург, в эти дни проходит X Международный театральный фестиваль "Пять вечеров" им. А. М. Володина.
"День рождения Володина - это всегда получается очень радостный день, - рассказывала арт-директор фестиваля и главный редактор Санкт-Петербургского театрального журнала Марина Дмитревская. - Во-первых, всех горожан, кто как-то держит его в своем сердце и в своей душе, мы приглашаем присоединиться к нашей поездке - 10 февраля в 11 утра от Театра "На Литейном" автобус пойдет на Комаровское кладбище".
Во-вторых, но не менее важное. В основной программе в этом году фестиваль объединил спектакли по володинским пьесам российских театров трех городов: Санкт-Петербурга, Москвы и Новосибирска. И в трех петербургских театрах: Театре "На Литейном", Молодежном театре на Фонтанке и Большом театре кукол после спецпреображения фойе можно будет попасть в гости к Александру Моисеевичу, позвонив в дверь квартиры 28 по Большой Пушкарской, 44. То есть в реальную входную дверь, которая отделяла квартиру Володина при его жизни от всего остального Петербурга.
Точнее, служила пограничным пунктом, после которого объективная реальность становилась безоговорочно художественной и изумительно субъективной.
А там - посмотреть телевизор "Рекорд" с кадрами из жизни Александра Володина. Бросить письмо (не электронное!) в настоящий ящик для писем и газет. Посидеть за обеденным столом тех лет с "банкетным" советским меню: бутерброды с килькой, бычки в томате, докторская колбаса как деликатес, томатный сок в трехлитровых банках, аперитив - в граненых стаканах...
"Наш фестиваль проходит не только как мемориальный, сохраняющий память Александра Моисеевича Володина, но и как фестиваль, который обращает внимание на то, что происходит в современной драматургии, - отмечала Марина Дмитревская. - Помимо основной программы есть и другая тропа: на "Первых читках" городу и миру представляются тексты, которые никто никогда еще не видел и не слышал. А потом по ним появляются спектакли. Целый год наша команда отсматривает постановки в разных городах. И надо заметить, что существование фестиваля, конечно, инициировало огромное количество спектаклей по Володину и внедрение его пьес в современный российский репертуар. С другой стороны, театры берутся за этого замечательного драматурга, потому что недостаточность человеческого в наше время очень велика, а Володин все-таки писал о людях, и человек есть модуль его драматургии. И он, в общем, к нему относился сострадательно, жалостливо, - жалел он своего героя и человека. И вот интонация сострадания, которая из нашей жизни как-то самоликвидировалась, или ее ликвидировали, она заставляет театры искать этого и у Володина".
Открывался фестиваль концертом кабаре-бэнда "Серебряная свадьба" с эксцентрической актрисой, певицей и замечательной клоунессой Светланой Бень в главной роли. А к финалу володинских дней театр "Балтийский дом" приготовил послесловие к нашему вечному осеннему марафону - в постановке Анатолия Праудина "Осенний марафон. P.S.", в которой все трагикомическое, лирическое и ностальгически советское сойдется в одном постскриптуме - к володинской эпохе.