В Липецке взялись за воспитание водителей общественного транспорта

В Липецке появились мобильные группы по проверке общественного транспорта, которые следят за работой городских автобусов и фиксируют нарушения на фото и видео. В один из дней с контролерами поработал и корреспондент "РГ".

Контролер с опытом

Признаться, рейд принес сразу несколько открытий. Во-первых, отправляясь на репортаж, представляла, что контролеры - под видом тайных пассажиров - садятся в автобус и уже в пути фиксируют все нарушения. Но, как выяснилось, большую часть рабочего времени они проводят на остановках: проверяют путевые листы, правильно ли осуществляется посадка и высадка пассажиров, пресекают грубое обращение с пассажирами и курение во время рейсов.

Как пояснил директор Липецкой городской транспортной компании (ЛГТК) Виктор Объедков, делается это исключительно в целях безопасности, поскольку во время поездки отвлекать водителя от дороги нельзя.

- Конечно, если того требует ситуация, контролеры едут и по маршруту, - рассказали в этом МУПе. - Иногда даже приходится на своем автомобиле следить за злостными нарушителями: не пересекают ли водители сплошную, всегда ли соблюдают скоростной режим и другие правила дорожного движения. Но большинство нарушений все же фиксируется у остановочных павильонов.

Удивило и то, что контролерами работают исключительно мужчины - бывшие сотрудники ГИБДД, вышедшие на пенсию по выслуге лет.

Вместе с Николаем Касиловым и Евгением Злобиным направляемся к первой автобусной остановке. На улице мороз - минус 28. Этот день выдался самым холодным в январе, но наших спутников погода не смущает.

- Нести службу при любой погоде привыкли еще в бытность работы в ГИБДД, - говорит Евгений Злобин. Собственно, и в контролеры он пошел потому, что привык к проверкам на дорогах. - Это мой профиль.

Услуга удобна и для частных перевозчиков, поскольку содержать собственный штат контролеров нерентабельно

От обычных пассажиров контролеров отличает только бейджик на груди. Когда же приходится делать тайные проверки, табличку с фамилией они прячут в карман. Но сегодня в плане таких не было.

Доказательная база

Первый же водитель автобуса, следующего по 325 маршруту, нарушил правила посадки-высадки пассажиров. Как пояснил Николай Касилов, согласно нормативам маршрутка должна была остановиться в 20-40 сантиметрах от бордюра. А водитель-нарушитель заехал практически на остановку.

Николай тут же достает фотоаппарат, фиксирует нарушение и направляется для предупреждения водителя в салон. Молодой человек за рулем оказался адекватным, спорить с контролерами не стал.

- Обычно водители относятся к нашим замечаниям понимающе, - отмечает Евгений Злобин. - Ведь это же наша работа, и пока никаких конфликтных ситуаций у нас не возникает. Сказывается и опыт работы в ГИБДД, где мы научились находить общий язык с водителями.

- Мы же никого не обвиняем голословно, - добавляет Виктор Объедков. - И на случай разбирательств у нас есть доказательства: каждое нарушение фотографируем и снимаем на видео. И водители, и перевозчики это понимают.

Ответ на жалобу

Мобильные группы контроля водителей общественного транспорта в Липецке работают с ноября прошлого года. Они появились по инициативе департамента транспорта, дорог и благоустройства администрации города Липецка.

- В наш адрес неоднократно поступали жалобы пассажиров на нарушение правил дорожного движения, курение, разговоры по телефону и грубость со стороны водителей, - признал руководитель департамента Николай Новиков. - А такие рейды призваны уменьшить аварийность на маршрутах, заставить водителей быть более добросовестными, соблюдать требования действующего законодательства.

Услуга удобна и для частных перевозчиков. Содержать собственный штат контролеров, чтобы своими силами дисциплинировать водителей, им нерентабельно. И в настоящий момент все компании, работающие на этом рынке, уже заключили договоры на услугу. При этом кого-либо штрафовать и наказывать контролеры не полномочны.

- Все замечания направляются руководителям транспортных предприятий, которые самостоятельно принимают меры к водителю: от инструктажа до лишения премии, - говорит Николай Новиков. - Если нарушения серьезные, будем привлекать и контролирующие органы - ГИБДД, автодорожный надзор. Может возникнуть и вопрос о лишении лицензии. Перевозчики это понимают.

Проверочная работа

В месяц контролер получает 17-19 тысяч рублей за восьмичасовой рабочий день. Каждое утро начинается с выдачи маршрутного листа.

- Есть плановые маршруты, когда наши сотрудники проверяют по графику всех перевозчиков без исключения, - рассказывает начальник отдела Липецкой городской транспортной компании Елена Жданкина. - В месяц на каждого в среднем приходится по две-три проверки. Это и частный, и муниципальный транспорт - примерно поровну. А иногда перевозчики сами просят проконтролировать конкретных водителей.

Закончив с проверками на остановках, контролеры направляются в офис, оформляют акты, рапорты, пишут отчеты.

Интересуюсь, контролирует ли кто-то самих контролеров. Мол, вдруг возникнет соблазн вместо вахты на остановке отправиться по своим делам?

- Это исключено, - говорит Елена Жданкина. - Дело в том, что в маршрутном листе контролеры должны указать время прибытия того или иного автобуса на конкретную остановку. И проверить эту информацию мы можем здесь, в диспетчерской, где есть возможность с помощью системы спутниковой навигации в режиме онлайн отслеживать местонахождение как муниципального транспорта, так и частных перевозчиков. Так что контролеры за контролерами нам не нужны.

- Если этот опыт будет признан удачным, количество проверяющих будем увеличивать, - говорит Виктор Объедков. - А эффект есть, кроме того услуга оказалась востребована и владельцами коммерческого транспорта.

...В этот день больше нарушений нам зафиксировать не удалось. То ли водителей настораживали люди на остановках с бейджиками, камерами и фотоаппаратами, то ли они и впрямь становятся более дисциплинированными. А вообще с начала года инженерами-контролерами МУПа было проверено более 300 единиц подвижного состава частных перевозчиков. Выявлено 78 нарушений линейной дисциплины. Среди основных - отсутствие указателей маршрута, высадка пассажиров в неположенных местах, проезд остановочного пункта, несоблюдение правил дорожного движения.

А как у соседей

Настоящая драма развернулась в салоне тамбовского автобуса, курсирующего по маршруту N 55, после того, как один из пассажиров решил сфотографировать курящего водителя мобильным телефоном. Шофер грязно выругался и попытался вырвать у пассажира гаджет, а затем остановил машину и велел противнику курения выходить: автобус, мол, сломан, а мужчина никогда не платит за проезд. Тот, чтобы не создавать проблем попутчикам, покинул салон, но написал жалобу в мэрию. После ее рассмотрения управлением пассажирских перевозок совместно с руководством фирмы-перевозчика водитель был отстранен от работы.