Правительство определило порядок охраны пассажирских поездов

Пассажирские поезда (как дальнего следования, так и пригородные) должны охраняться нарядами полиции. Завтра "Российская газета" опубликует совместный приказ министра внутренних дел и министра транспорта России, утверждающий инструкцию по организации такой охраны.

Документ детально прописывает алгоритм действий всех, кто отвечает за безопасность пассажирских поездов. Причем, что важно, учтены и такие тонкости, как взаимодействие полицейских и транспортников. Ведь порой именно из-за межведомственной несогласованности, а то и неверно истолкованных корпоративных интересов возникают не только проблемы, но и ЧП.

Например, как решить такой непростой вопрос - в какие именно поезда направлять полицейских? Конечно, желательно бы во все и побольше. Но тогда штатную численность транспортной полиции придется удесятерить. Но это - вряд ли, тем более что в августе 2010 года в ходе реформирования министерства из двух десятков управлений внутренних дел на транспорте сформировали 10 самостоятельных территориальных органов с подчинением Главку в центральном аппарате: восемь управлений на транспорте МВД России по федеральным округам и два линейных управления на транспорте - Забайкальское и Восточно-Сибирское.

Поэтому по инструкции перечень пассажирских поездов, сопровождаемых нарядами полиции, утверждается руководителями этих управлений. Но при этом обязательно согласовывается с перевозчиками, причем за 50 суток до отправления первого из указанных в списке поездов. Это, кстати, нужно и для того, чтобы заранее выделить для полицейских отдельное купе, где они бы могли отдохнуть, разместить оружие и средства связи, а если потребуется - задержанного нарушителя.

Полицейские начальники, составляя такой список, исходят, прежде всего, из оперативной обстановки. Скажем, какое-то направление или маршрут считаются более спокойным и не требует большого присутствия полиции. А другое - совсем наоборот. Опять же, учитывается и время года, например, сезон отпусков, наплыв дачников, грибников, рыбаков, охотников. Понятно, что эта информация до поры хранится в секрете, чтобы не оповещать заранее возможных преступников, корректируя их планы. Зато машинист или бригадир поезда перед началом движения сообщает пассажирам о полицейском присутствии. Впрочем, этот перечень - не догма, его могут и поменять исходя из конкретной ситуации.

Сопровождать поезда наряды могут тремя способами. Во-первых, сквозным - одним нарядом от пункта формирования до пункта назначения. Разумеется, в пределах России. Второй способ - эстафетный, то есть несколькими нарядами в пределах участков своего обслуживания. И третий - по участку, одним нарядом.

Сколько полицейских должно быть в поезде? Состав наряда сопровождения определяет начальник линейного управления или отдела. Если придется ехать в обоих направлениях до 12 часов, то должно быть не менее двух сотрудников, если больше - не менее трех. На протяжении всего маршрута службу должны нести одновременно не менее двух сотрудников. Поэтому инструкция требует составить график дежурств с указанием времени работы, приема пищи и отдыха конкретно для каждого полицейского.

За час до отправления в рейс наряд обязан прибыть в свою дежурную часть, где людей проверят, проинструктируют и выдадут маршрутный лист. Понятно, что службу они должны нести в форменной одежде и с табельным оружием, специальными средствами, снаряжением, связью, служебной документацией и универсальными вагонными спецключами.

Документ будет опубликован в завтрашнем номере "РГ".