По словам главкома ВМФ адмирала Виктора Чиркова, которые приводит "Интерфакс-АВН", строящаяся сейчас серия из шести подводных лодок этого проекта "усилит потенциал и возможности в решении задач постоянным оперативным соединением ВМФ России в Средиземном море".
Стоит добавить, что "Краснодар" - четвертая по счету из уже строящихся лодок. Строительство всей серии должно завершиться до 2016 года, и все шесть субмарин войдут в состав Черноморского флота.
Как сказал главком, эти лодки "составят полноценное соединение, которое позволит черноморцам решать комплексные задачи в своей операционной зоне ответственности совместно с надводными силами и противолодочной авиацией". Он также отметил: "Главное командование ВМФ видит перспективу использования дизель-электрических подводных лодок как важной подводной компоненты флотских группировок в ближней морской зоне. Действия таких субмарин предусмотрены в тех морских акваториях, где использование атомных подлодок невозможно и нецелесообразно. Одной из задач, решаемых неатомными лодками, является защита морских коммуникаций. Они выполняют эту функцию на Северном, Тихоокеанском, Балтийском и Черноморском флотах".
Головная лодка серии, названная "Новороссийск", была заложена в августе 2010 года и спущена на воду 28 ноября 2013 года.
Проект 636 - это российское развитие очень удачного советского проекта 877 "Палтус". По классификации НАТО лодки двух проектов называются "Кило", то есть "Убийца".
Лодки проекта 877 еще называли "Варшавянками", так как они изначально предназначались для оснащения военно-морских сил стран Варшавского договора. А название, данное в НАТО, подчеркивало, что как бы обычная неатомная подлодка на самом деле была грозным боевым кораблем, настоящим убийцей подводных и надводных сил противника. Еще на Западе лодку называли "черной дырой в океане", так как она почти не фиксировалась даже очень чувствительными сонарами противолодочных сил Североатлантического блока.
Лодки проектов 877 и 636 спроектированы в питерском Центральном КБ морской техники "Рубин" под руководством генерального конструктора Ю.Н. Кормилицина. Строились с 1979 года на Дальнем Востоке, в Горьком и Ленинграде. Они с большой охотой покупались многими зарубежными странами. В настоящее время субмарины класса "Кило" входят в состав ВМС Алжира, Вьетнама, Индии, Ирана, КНР. А вот в составе ВМФ РФ подводных дизелюх почти не осталось, хотя без них флот совершенно не полный и даже ущербный. Сейчас ситуация исправляется.
Сохранив все достоинства проекта 877, подводные лодки проекта 636 превосходят их мощностью дизель-генераторов, скоростью полного подводного хода, дальностью плавания в режиме работы дизелей под водой. Имеют гораздо меньший уровень подводного шума, объективно являясь самыми малошумными субмаринами в мире. Лодки имеют более совершенное оборудование и самое современное вооружение, включая зенитные и крылатые ракеты.
Эскадра даже из шести таких субмарин может стать грозной силой и обеспечить защиту наших интересов не только на Черном, но и в Средиземном море. Поэтому внимание, которое уделяет командование ВМФ России неатомному подводному флоту, можно лишь приветствовать.
Досье "РГ"
Лодки проекта 636 имеют следующие характеристики: длина - 74 м, скорость подводного хода - 20 узлов, предельная глубина погружения - 300 м, автономность - 45 суток, экипаж - 52 человека.
Вооружение - 6 торпедных аппаратов, боезапас - 18 торпед или мин (по две на аппарат), противокорабельный ракетный комплекс типа "Club-S". ПВО лодки обеспечивается зенитно-ракетными комплексами "Стрела-3" или "Игла".