Таможня возьмет под контроль интернет-торговлю

Есть ли что-то общее у таможни и общественного транспорта? Как ни странно, но есть! В этом во время 10-й Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза убедил журналистов Андрей Бельянинов, руководитель Федеральной таможенной службы России.

Он привел такой пример. Во времена СССР оплата проезда в общественном транспорте была добровольной. Законопослушные граждане покупали билетики без подсказки кондуктора. Теперь, как правило, пассажиры входят только через переднюю дверь. И, пока не приобретут заветный квиток, по маршруту не поедут. Похожих изменений, по мнению Андрея Юрьевича, требует сегодня ситуация с взысканием таможенных платежей в сфере интернет-торговли. Как проконтролировать перемещение товаров, приобретенных в Сети? Как исключить уклонение от уплаты налогов, если покупки были сделаны с коммерческой целью? Эти и другие вопросы таможенники России, Беларуси и Казахстана обсудили во время объединенной коллегии, которая прошла в Новополоцке.

Речь в основном шла о покупках, которые делают в зарубежных интернет-магазинах. Покупатель за ними может выехать за пределы Таможенного союза и сам привезти их домой.

Также доставку можно заказать у экспресс-перевозчиков или на почте. Количество таких покупок из-за рубежа растет. Порой, по мнению председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Александра Шпилевского, это превращается в серьезный бизнес:

- Когда в этой сфере задействованы тысячи людей, которые официально нигде не работают и не платят налоги, это ненормально.

В Беларуси сегодня самое жесткое регулирование ввоза таких товаров во всем Таможенном союзе. Беспошлинно в течение месяца можно получить почтовые отправления на сумму не более 120 евро. Также не будет облагаться налогом одна доставка экспресс-перевозчика стоимостью до 10 евро. А самые либеральные правила - в Казахстане. Председатель комитета таможенного контроля Министерства финансов Казахстана Госман Амрин рассказал, что у них в стране тоже разворачивается серьезная дискуссия, считать ли интернет-торговлю инструментом предпринимательства или нет:

- Нарушений в этой сфере у нас немного, поэтому и контроль пока не ужесточаем. Стараемся учесть как интересы потребителей, так и интересы государства.

В России нормы, связанные с перемещением товаров, приобретенных через Интернет, тоже в стадии обсуждения. Опыт белорусских коллег здесь Андрей Бельянинов считает полезным:

- Нормы, на которых мы сегодня остановились, приближены к белорусским. Частоту перемещений мы не фиксируем. Провели совещание с экспресс-перевозчиками и дали им возможность присоединиться к информационным системам ФТС. Окончательного решения по ограничениям в России нет. Нормы обсуждаются. И это, поймите правильно, не желание ввести тотальный контроль. Если огромные товарные потоки становятся нерегулируемыми, это чревато серьезными последствиями: как угрозами со стороны международного терроризма, так и угрозами экономической безопасности страны. В Европе это давно поняли. Мы несколько запоздали. К тому же столкнулись с не совсем легитимным и достаточно агрессивным бизнесом, построенном на интернет-торговле. Нравится кому-то или нет, но налоги все равно платить придется.

Во время объединенной коллегии, где также присутствовали представители Украины, Кыргызстана и Армении, решались технические вопросы, направленные на упрощение таможенных процедур и создание комфортных условий для путешественников и бизнесменов. Началась работа по созданию единого объединения, которое будет предоставлять гарантии при транзите грузов по территории Таможенного союза. Соглашение по этому поводу в Новополоцке подписали предприятие "Белтаможсервис" и российская страховая компания "Арсенал".

Очередное заседание объединенной коллегии таможенных служб может пройти в Армении. Это лишний раз подтверждает, что Армения предпринимает серьезные шаги для вступления в Таможенный союз.