Эту структуру, негласно именуемую мозгом армии, наделили дополнительными полномочиями. Они закреплены в обновленной редакции Положения о Генеральном штабе. Его новые функции преследуют важную цель - координировать работу всех федеральных органов исполнительной власти для обеспечения обороноспособности государства. По оценке первого замминистра обороны Валерия Герасимова, новые задачи Генштаба отражают изменения в характере современных войн и вооруженных конфликтов. Они носят скоротечный характер. При этом сопровождаются активным применением не только военных, но и невоенных средств.
Кроме того, к задачам обороны привлекают и потенциал других силовых ведомств. Потому так важно обеспечить четкое взаимодействие между разными структурами.
Эксперты обращают внимание на новую мировую тенденцию. Особый вес при достижении глобальных и региональных целей сейчас набирают политические, дипломатические, экономические и другие меры, в том числе скрытого характера. Для этого нередко используются неправительственные международные организации и частные военные компании. Лучшее тому подтверждение - события в Сирии, Украине, а также деятельность организации "Гринпис" в Арктике.
- Время реакции на переход от политико-дипломатических мер к применению военной силы максимально сократилось. При этом военные действия смещаются в информационное и космическое пространства, - утверждает начальник Генштаба.
Чтобы перевести страну в случае необходимости на жизнь в условиях военного времени, в оборонном ведомстве разработали соответствующие планы в том числе по стратегическому сдерживанию. Вот в чем видят смысл всей этой работы в министерстве обороны: важно, чтобы у потенциальных противников России сформировалось твердое убеждение - любые формы давления на наше государство и ее союзников бесперспективны.
Понятно, что вопросами стратегического сдерживания занимается не только армейское командование. А что, кому и как делать, подробно расписано в Плане обороны страны, который утвердил глава государства. В Генштабе отредактировали и Положение о военном планировании в РФ. Теперь там сказано, как нужно готовить План обороны России, составлен перечень входящих в него документов, названы органы государственного и военного управления, отвечающие за разработку соответствующих нормативно-правовых актов на случай войны.
С учетом изменений в характере военных конфликтов определены основы применения межвидовых и коалиционных группировок войск. Сейчас Генштаб вместе с ФСБ, МВД и МЧС России готовит регламент для применения такой силы.
Совместные действия различных силовых ведомств на учениях и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций подтвердили - нынешние системы управления такими силами, задействованными на оборону страны, недостаточно сопрягаются между собой. Это вынудило Генштаб пересмотреть организацию и порядок управления войсками и силами различных ведомств. Чтобы все воинские и специальные формирования, которые появятся в России в военное время, находились под "единой рукой" и действовали скоординированно, надо заранее интегрировать систему управления Вооруженных сил и ведомств, участвующих в обороне, в единую систему государственного и военного управления.
Напомним, что в январе по инициативе министра обороны Сергея Шойгу на Фрунзенской набережной Москвы начали строить Национальный центр управления обороной РФ. Военные говорят, что с вводом его в строй Россия получит единую систему управления всей военной организацией государства, а это, в свою очередь, позволит в реальном масштабе времени получать, анализировать информацию и в кризисных ситуациях готовить предложения руководству страны о том, как лучше реагировать на ЧП внутри страны и за ее пределами.
Свои стратегические планы генералы, разумеется, сопровождают оружейно-техническими расчетами. Армии без современного арсенала нечего думать о победе в войне. Оснащение войск новыми боевыми системами и комплексами расписано на семь лет вперед. Вот данные по конкретным образцам на этот год. Например, до конца марта минобороны рассчитывает заключить контракт на поставку ВВС 16 истребителей МиГ-29СМТ. Этот самолет представляет собой качественно новую версию легкого фронтового истребителя. По сравнению с базовым МиГ-29 его боевая эффективность выросла в среднем в три раза, а стоимость эксплуатации снизилась чуть ли не на половину. Кроме того, в авиачасти уже поступают новейшие многофункциональные истребители Су-35. Военные провели на этой машине дополнительные испытания и лишний раз убедились в ее высоких качествах.
Понятно, что такой арсенал требует соответствующей инфраструктуры. Ее строительство сейчас пытаются синхронизировать со сроками отправки в Вооруженные силы новых танков, ракетных комплексов, кораблей и т.д. Над решением этой задачи в минобороны работают очень серьезно. В нынешнем году на Северном и Тихоокеанском флотах должны завершить строительство баз для новых подводных ракетоносцев. На Черном море продолжатся работы в Новороссийской военно-морской базе. В режиме ожидания - сдача двух крупных объектов Военно-космической обороны. Кроме того, в летную эксплуатацию передадут шесть военных аэродромов. Под поступление новой техники рассчитан и график возведения четырех баз для ракетных комплексов "Искандер".