Тем не менее 70% москвичей продолжают жить в районах, где нагрузка на уши превышает все допустимые нормы. Поэтому городские власти решили обратиться за помощью к международному сообществу с просьбой помочь найти более кардинальное средство защиты.
Напомню, еще в 2003 году в столице был принят закон о тишине, согласно которому запрещено шуметь в жилых кварталах с 23.00 до 7.00 в будни и с 19.00 до 9.00 по выходным. Но если еще 10 лет назад шумели "соседи сверху", то сейчас чаще всего основной источник грохота - стройки. В частности, в 77% обращений, поступивших в департамент природопользования и охраны окружающей среды за 2013-й год, содержатся именно жалобы на строительные и дорожные работы. Еще 8% жалоб - на автотранспортные потоки, 3% - на промпредприятия, 9% - на другие источники (авиа- и ж/д шум, уборочные работы и прочее).
- Шумозащитные экраны и замена окон на пластиковые снижают шум на 25 децибел, - рассказала "РГ" руководитель "Мосэкомониторинга" Полина Захарова.
Высаживаются для снижения уровня шума и зеленые насаждения. Проводятся эксперименты по замене обычного асфальта на шумопоглощающий. Впрочем, у последнего имеется и немало противников. Специалисты ГИБДД Москвы, например, отмечают увеличение аварийности на "тихих" участках дорог, где водитель засыпает за рулем. Медики же в это время бьют тревогу: шум совсем небезобиден для здоровья. Например, при звуках в 70-80 децибел (норма - 55, а это обычный разговор на улице) менее чем через час человек начинает чувствовать утомление. Длительное воздействие шума приводит не только к потере слуха, но и повышению артериального давления и неврозам.
Вот и обратилась Москва к коллегам по международной программе городских инноваций (LLGA). Как рассказала "РГ" представитель Центра инновационного развития столицы Ольга Драгунова, в этой программе участвуют 50 крупнейших городов. Согласно заданию, участникам программы поставлена задача найти способ снижения шума от автотранспорта на улицах, не сокращая при этом потоки и не портя городской ландшафт.
- Это первый запрос, который правительство Москвы сформулировало международному сообществу, - пояснила Драгунова. - Все новшества могут предлагаться только на бесплатной основе. Заявку с описанием своего "шумопонижающего метода" нужно подать до 10 апреля. После двух этапов конкурса жюри определит лучшие работы. В его состав войдут эксперты LLGA, Ситимарт, представители департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы и Центра инновационного развития столицы.
Ожидается, что победителя назовут в конце июня, а в декабре он должен будет реализовать свой проект в городе.
В Израиле с шумом борются запретами на строительные работы в вечерние часы, а также запрещая использовать пневматические машины для сбора опавших листьев и другого мусора в кучки при уборке улиц и дворов. В Китае запрещены строительные и ремонтные работы возле учебных заведений во время сдачи государственных экзаменов. А домам, прилегающим к стройкам, выплачивают компенсации - в среднем не более 10 долларов каждой квартире.
В Швеции из городов выносят аэропорты и вокзалы, а при проектировании новых районов отделяют шумные бродвеи от жилых кварталов. В США и Франции застройщику не дадут работать, если он не представит план по сокращению лишних децибел. В Испании в ряде школ запрещены громкие звуки и в каждом классе висит прибор, замеряющий децибелы, если слишком шумно - загорается красная лампа, детям включают "звуки" тишины или природы, которые расслабляют и успокаивают школяров.
Кстати
При излишнем шуме жалуйтесь на "горячую линию" департамента природопользования и охраны окружающей среды по телефону: 8 (495) 644-20-77. Приедут сотрудники "Мосэкомониторинга" с передвижной экологической лабораторией. Если они зафиксируют нарушения и источник шума, виновным выпишут штраф.