Новые международные правила защитят авиапассажиров

В ближайшее время Россия должна ратифицировать Монреальскую конвенцию, которая заметно улучшает в пользу пассажиров правила авиаперевозок. Выше становятся компенсации, больше ответственности ложится на авиакомпанию.

Например, страховая выплата в случае смерти или повреждения авиапассажира может составить 4,5 млн. рублей. Причем получить возмещение можно будет без каких-либо судебных процедур, поскольку это станет отраслевым национальным стандартом. Как уверяют в министерстве транспорта, законопроект о ратификации конвенции должен быть внесен в Госдуму в ходе текущей сессии.

Пока же в международных воздушных перевозках Россия придерживается архаичной Варшавской конвенции 1929 года. Она придерживается принципа вторичности прав авиапассажиров, что было воспринято сначала советским, а затем российским законодателем как руководство к действию.

Главная же цель Монреальской конвенции - обеспечить защиту прав и интересов пассажиров международных воздушных перевозок. Страны Евросоюза присоединились к ней в 2004 году. Всего же к ней присоединились 103 государства. Россия пока в их число не входит.

Как бы то ни было, только благодаря Монреальской конвенции весь авиационный мир перешел на электронные билеты и дальше энергично осваивает новейшие информационные технологии, которые сделали перевозки более доступными для миллионов авиапассажиров.

По-новому решены в Монреальской конвенции вопросы ответственности перевозчика и компенсации за вред, причиненный в случае смерти или телесного повреждения пассажира, а также при уничтожении, утери или повреждении зарегистрированного багажа. В таких случаях конвенция обязывает перевозчика возместить причиненный вред пассажиру и его багажу на основе принципа наиболее полного возмещения. В отношении зарегистрированного багажа предусмотрена компенсация 38 тыс. рублей. За задержки пассажиров, багажа или груза предусматриваются выплаты в 160 тыс. рублей.

Варшавская же конвенция за задержку пассажира, его багажа и груза вообще никаких компенсаций не предусматривает. Ведущие международные авиаперевозчики уже давно применяют новую конвенцию себе на пользу как у себя дома, так и на российском рынке перевозок. Теперь многие российские граждане предпочитают летать за рубеж самолетами иностранных авиакомпаний. Притягательность их услуг объясняется многими факторами, в том числе и тем, что пассажир попадает под защиту монреальских правил перевозок.

Анатолий Капустин, доктор юридических наук, замдиректора Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ.

Виталий Бордунов, профессор, эксперт Комитета Госдумы по транспорту.

Алексей Моисеев, доктор юридических наук, декан факультета международного права Дипломатической академии МИД РФ.

Компетентно

Валерий Окулов, заместитель министра транспорта РФ

- Монреальская конвенция разительно повышает планку требовательности пассажиров к авиакомпаниям. Это касается как компенсации страховых случаев, так и компенсации за утрату багажа, за повреждение багажа. Также она дает возможность монетизировать компенсацию пассажирам в случае задержки рейса. Сегодня авиакомпания должна предоставить размещение в гостинице, должна обеспечить питание, а по Монреальской конвенции можно все это компенсировать деньгами.

Размер страхового возмещения по Монреальской конвенции может увеличиться больше чем в 2 раза. По сегодняшнему курсу ЦБ он будет составлять 4,5 млн. рублей. Причем получить это возмещение можно будет без каких-либо судебных процедур, поскольку это станет отраслевым национальным стандартом. Мы рассчитываем, что конвенция будет внесена в Госдуму на этой сессии, и до лета чрезвычайно важно и актуально, чтобы она была принята.