Андрей Максимов: Многие увидели в "Трудно быть Богом" социальную драму

Прочитав заголовок, вы, дорогой читатель, решили, что это рецензия на новый фильм Алексея Юрьевича Германа "Трудно быть Богом" по роману Стругацких? Нет, нет и нет.

Просто сейчас очень хорошее время про картину поговорить. С одной стороны, фильм вышел несколько дней назад, и уже первые отклики есть. С другой, картину не посмотрело явно больше людей, нежели посмотрело, и с непосмотревшими, но желающими поглядеть хочется как раз и поговорить.

О том, например, что никоим образом не стоит идти на этот фильм как на экранизацию романа Стругацких. Наверное, здесь подойдет такое интеллигентное и мало к чему обязывающее "по мотивам". Поверять Германа Стругацкими - занятие зряшное. Так же как проверять Тарковского теми же Стругацкими или Станиславом Лемом.

Как у Тарковского не было задачи точно воспроизвести "Солярис", так и Герман, уверен, не хотел просто оживить персонажей Стругацких. И когда я читаю в первых откликах, что, мол, я так люблю роман Стругацких, а тут совсем иная история, в спор вступать не хочется. Хочется посоветовать автору отклика взять с полки книгу - Стругацкие там.

Алексей Герман не экранизировал чужие выводы. Он пытался донести до нас свои. И это самое интересное

Слишком Алексей Юрьевич был мощной фигурой для решения столь очевидно ремесленной задачи. Он не экранизировал чужие выводы. Он пытался донести до нас свои. И это самое интересное.

Задумывались ли вы когда-нибудь, дорогой читатель, что сюжет любого произведения, которое нас трогает - будь то книга, спектакль или фильм - разворачивается внутри нас? Не снаружи, а внутри?

Если внутри человека происходит постоянная борьба любви с ненавистью, то ему близка "Ромео и Джульетта", если не происходит, то эта книга воспринимается как памятник литературы.

В двадцать три года я посмотрел поразительный фильм Сергея Соловьева "Избранные" и понял, что история немецкого эмигранта, который во время войны сбежал в Латинскую Америку, где легко и играючи предал свою возлюбленную, творится у меня внутри. Дело не в том, что я похож (или не похож) на героя картины барона Б. К. Дело в том, что все его страдания, метания, невозможность найти себя - все это происходит (тогда, в двадцать три года) в моем сердце и моей душе.

Многие увидели в "Трудно быть Богом" некую социальную драму. Может быть... С ехидной улыбкой они произносят фразу Стругацких из картины: "Там, где правят серые, к власти приходят черные". Красивая фраза... Вам хочется и в этой картине (как и во всей окружающей жизни) видеть политику? Тогда я иду от вас.

Мне же кажется, что "Трудно быть Богом" - о том Средневековье, о том ужасе, грязи, абсолютном и радостном антигуманизме, которые творятся в душе каждого человека. В каждом из нас, в той или иной степени, живет это Средневековье. И в каждом из нас живет дон Румата, который пытается наладить эту жизнь по собственным законам. И у него очень тяжело получается. Опустит он руки или нет?

Смотреть фильм Германа под таким углом трудно. Видеть в нем социально-политические аллюзии куда легче. Мы вообще построили такой мир, в котором размышлять о действиях президента или оппозиции нам куда легче, а главное, приятнее, нежели смотреть в зеркало.

Смотреть в зеркало тяжело. А если в нем еще отражается не твое лицо, а твоя душа, твоя суть - невыносимо. Мы отвыкли честно анализировать свою жизнь и свои поступки.

Многие убеждены, что начальники разного рода - от самых главных до непосредственных - они, и только они виноваты в том, что наша жизнь идет не так, как нам бы хотелось. Многим людям искренно кажется, причем во все времена, что если к власти придет другой, хороший начальник, то немедленно начнется другая, хорошая жизнь.

Мы искренно считаем, что если дом плох, то потому только, что строят неверно. А может, кирпичи не те? Так кирпичам очень трудно признаться самим себе в этом.

Когда я вышел после картины Германа, я подумал, что самая главная проблема сегодняшнего дня в том, что люди не хотят брать ответственность за собственную жизнь на себя. Они готовы сбрасывать эту ответственность на кого угодно: на президента, на правительство, на своих родителей, на обстоятельства... А сами за нее отвечать не хотят.

Это фильм о том, Средневековье, о том ужасе, грязи, абсолютном и радостном антигуманизме, которые творятся в душе каждого человека

Не "не могут", а именно не хотят. Потому что так проще. Потому что если ты ругаешь власть, ты в фаворе, а если самого себя, то ты в трудных и мучительных поисках. Что проще? То-то же...

Многим кажется, что мир, который, словно живописец, выстроил Герман - это некий историческо-фантастический мир. Другими словами: это такое бытие, которое к каждому из нас не имеет никакого отношения. Ну, разве что можно разглядеть в нем некие политические аллюзии - это ведь так просто. Проще разве что сказать, что это кино - плохое, тяжелое, затянутое...

Для меня это мой мир, моя грязь, моя слабость и моя личная бесконечная, тяжелая борьба со всем этим. Дон Румата - мощный, сильный - то мощное, сильное, божественное, что есть во мне. Почему божественное то и дело проигрывает грязному, суетному и бессмысленному?

Вот для меня главный вопрос. А может быть, каждому из нас имеет смысл в наших бесконечных политических дискуссиях задумываться над этим? Это очень тяжело. И главное, совершенно не престижно. За это не платят. А если и платят, то не на Земле.

Для меня великий фильм Алексея Юрьевича Германа об этом.

Это не фантастика. Это зеркало. Зеркало для души.