Игорь Михайлович, директора школ жалуются: выпускники педвузов плохо подготовлены, методикой не владеют... Будущих учителей так плохо учат?
Игорь Реморенко: В разных университетах дела обстоят по-разному. Есть такие, где преподаватели читают лекции студентам по конспектам 30-летней давности. В современной школе догматическое теоретизирование вызовет в лучшем случае антипатию. С этим приходится бороться.
Вторая беда - абитуриенты. Многие педуниверситеты сами опустили свой проходной балл "ниже плинтуса", набирали всех, кто хотел бы у них учиться. Ректоры просто боялись недобрать студентов, остаться без полного финансирования. Это сказалось и на подготовке выпускников.
Интересно, а какой проходной балл в вашем вузе?
Игорь Реморенко: Уже два года он в среднем выше 70 баллов. Это очень неплохой результат - раньше было примерно 65 баллов. Приходится ли нам подтягивать первокурсников? Да, приходится, и прежде всего по русскому языку: его знание оставляет желать лучшего. Как и во многих вузах, у нас есть "программы выравнивания". Преподаватели проводят занятия, позволяющие "подтянуть" студентов по самым разным предметам, в том числе по русскому языку.
Разработан новый профессиональный стандарт учителя. Как бы вы адаптировали его на выпускника своего вуза?
Игорь Реморенко: Молодой учитель должен хорошо знать предмет, быть готовым учиться и профессионально совершенствоваться, уметь общаться с детьми и работать с классом. Это главное.
Как может учитель не знать свой предмет?
Игорь Реморенко: Если учитель просто пересказал учебник, школьникам будет невероятно скучно. Тут важно не просто знать предмет, но уметь увидеть в нем "цепляющие" интересные задачи. Иногда весь план урока состоит из нескольких вопросов, которые надо задать, а дальше, разбудив дискуссию в классе, следовать за ее ходом.
Некоторые педагоги с трудом принимают новшества - от интерактивных досок и электронных журналов до требований по инклюзивному образованию. Говорят: "Нас этому не учили". Как быть?
Игорь Реморенко: Учиться. Быть забронзовевшим дипломированным специалистом сегодня не получится. Технологии и методики постоянно меняются. Только у нас в вузе за последние четыре года число слушателей курсов повышения квалификации выросло с 400 до 8000 человек. Потому что меняется не просто многое - сами ученики. В школу приходят медийнозависимые дети, с ними возникают новые сюжеты.
Большинство учителей считаются специалистами - у них пятилетнее университетское образование. Вы предлагаете всем идти в магистратуру?
Игорь Реморенко: Для многих это был бы очень разумный вариант. Можно взять курс управления в образовании - толковых руководителей очень не хватает. Можно заняться коррекционной педагогикой - пригодится и при работе в спецшколах, и при внедрении инклюзивного образования, когда на базе обычных школ обучают детей с ограниченными возможностями здоровья. Есть и другие варианты. Тем более что пока специалисты в магистратуре учатся бесплатно.
Каких знаний больше всего не хватает вашим студентам?
Игорь Реморенко: Со знаниями у ребят все более-менее в порядке. Но, например, их надо учить как примененять теоретические знания на практике. Это в аудитории не постигнешь, используем специальные занятия в игровой форме. Отправляем группу студентов "на Марс". Не на планету, а на модель космической станции, где с ними проводят обучающую игру. Там одно из заданий - классифицировать минералы, образцы которых привез отправленный на разведку марсианский робот. Рассматривая камушки, ребятам надо понять, что именно попало им в руки. То есть выделить основные признаки и отбросить второстепенные. Так и учим отличать важное от второстепенного.
Абитуриентам по 17-18 лет. Как понять, кто из них сможет стать настоящим учителем, а кому эта профессия противопоказана? Нужно проводить тестирование наподобие отбора будущих пилотов в летные училища?
Игорь Реморенко: Абсолютно надежных способов отбора нет. Надо набирать студентов, учить, давать им больше практических занятий: от одной трети до половины времени они могут проводить в школах, а летом - отправляться вожатыми в лагеря.
Нашим студентам предлагают проходить практику и в, казалось бы, непрофильных организациях. Речь идет о музеях, библиотеках, даже банках и предприятиях системы жилищно-коммунального хозяйства. Что они там делают? Учат, но взрослых. Объясняют пенсионерам, зачем нужна банковская карточка, как ей можно расплачиваться. Или рассказывают про счетчики для воды, тарифы. Есть огромный массив информации, который надо донести для людей. Это все нужная и важная работа для будущего учителя.
Я считаю, что современная подготовка педагога связана с овладением самыми различными образовательными технологиями и практиками. Они, кстати, лучше всего приживаются как раз за пределами школы. Ресурс изменения педагогического образования сейчас лежит не в системе образования, а в сфере образования. Готовить нужно специалистов в сфере человеческого развития. Некоторые из них, быть может, как раз самые лучшие, пойдут в школу.
Была высказана идея: переучивать в учителя выпускников других вузов, которые, отучившись, решили связать свою жизнь со школой.
Игорь Реморенко: Для них тоже вполне подойдет магистратура по педагогике. Тем более что для людей с высшим образованием срок обучения в ней может быть скоро сокращен до одного года. Сейчас учителям, особенно в Москве, стали платить достойные зарплаты, так что потратить еще год на магистратуру может быть для многих очень разумным и полезным шагом.
Почему учителя просмотрели десятиклассника, устроившего стрельбу в школе в Отрадном?
Игорь Реморенко: Я не знаю всех подробностей той ситуации. Знаю, что это самая обычная школа, не тронутая модернизацией - ее не укрупняли, не меняли штаты, не учили учителей новым технологиям. Такое обычно происходит в школах, где много рутины, нудных процедур, а детям скучно. Рутина и скука - очень страшные вещи. Академик Василий Давыдов говорил: "Дети болеют от безделья".
В Дании на глазах у детей убивают и препарируют животных. О чем в такой ситуации должен говорить с детьми учитель?
Игорь Реморенко: Эту ситуацию и подобные нельзя замалчивать. Не так важно, что об этом скажет сам педагог. Если организовать честное обсуждение, разговор сам придет к правильному выводу. Вообще урок почти никогда не идет так, как это было запланировано. И если кто-то из учеников хочет что-то обсудить, например, судьбу убиенных жирафа и волка, самое плохое, что может сделать учитель, сказать: "Это не тема сегодняшнего урока". Наличие вопросов у детей - самое главное, чего должен добиваться учитель. В умении организовать дискуссию в классе и помощи детям в самоопределении в окружающей действительности как раз и состоит мастерство учителя.
В минобрнауки депутаты, члены Общественной палаты, директора школ и учителя обсудили вопросы комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников.
Александр Климов, первый заместитель министра образования и науки РФ:
- Современный учитель обязательно должен быть креативным, развитым и не замыкаться в рамках своего предмета. А для того чтобы быть авторитетом для детей, педагог просто обязан понимать те проблемы, которые волнуют детей. Кроме того, он должен владеть современными средствами коммуникации и быть включенным в социальное взаимодействие через сети.
Надежда Шайденко, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию:
- Для педагога обязательно блестящее владение компьютером, иначе современные дети просто не будут его уважать. Учитель должен быть в курсе всех новых разработок.
Виктор Болотов, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Высшей школы экономики:
- Настоящий учитель обязан знать свой предмет и излагать его доступно. Но главная его задача - научить школьников думать. Кроме того, учитель - это не только отличный предметник, но и развитая личность, у которой есть хобби. В-третьих, он отлично владеет компьютерными технологиями. И это даже не требование к учителям, а аксиома.
Андрей Сиденко, учитель года-2013, преподаватель математики в школе №29 в Подмосковье:
- Хороший учитель должен быть в курсе всех событий и должен уметь доступно рассказать о них детям. На мой взгляд, будущее за сотрудничеством начинающих преподавателей и педагогов-корифеев.
Подготовила Анастасия Иванова