В военном училище, которое заканчивал автор этих строк, служил легендарный полковник-танкист. Раз в год на правах заместителя начальника училища он с трибуны поздравлял личный состав - внимание! - с международным днем танкиста. Дело было в советское время, а кроме полутора тысяч своих курсантов информацию о том, что для танков международных границ и прочих условностей в принципе не существует, усваивали еще и несколько сот иностранцев - слушателей из Германии, Сирии, Афганистана, Кубы, и еще полдюжины армий мира.
Высокое начальство тактично закрывало глаза на скандальный тезис. Полковник - героическая личность: в 17 лет в Сибири призван в танковый полк, в 1944-м получил в Нижнем Тагиле свой первый Т-34, прошел с боями Молдавию, Румынию, брал Будапешт, войну закончил в Праге. Четыре раза в танке горел. После Праги - на Дальний Восток, японский снаряд поджег его танк, по ошибке домой ушла похоронка: "Пал смертью храбрых в неравном бою..." 20 суток не приходил в себя в госпитале. Но - выжил. А умер он всего два года назад, в возрасте 85 лет.
Имя героя-танкиста - Георгий Кузьмич Кобозев. Совсем немного не дожил до исполнения мечты: трансграничности танкистов.
Показательно: именно в Нижнем Тагиле, где Кобозев получал Т-34, на днях родился международный проект - "Танкопедия".
Нынешняя география живой энциклопедии танков: от Франции до Монголии и от Норвегии до Израиля. Конечно, основной вклад - от российских энтузиастов. Автор проекта - "Уралвагонзавод". На сегодня в "Танкопедии" размещено 2,4 тыс. статей. С каждым часом их становится больше.
Каждый, кому памятны или просто интересны танки, вне зависимости от географии, может внести вклад в создание мировой интернет-энциклопедии об истории танкостроения и современности. Модераторы обещают поощрять подарками активных авторов.
Здесь рады не только ветеранам-танкистам и технарям. Одновременно с научными статьями о "броне" и ее создателях авторы решили проследить след танков в литературе, кино и музыке.
Особый раздел "Танкопедии" - памятники.
На постсоветских просторах и в Восточной Европе памятников-танков тысячи. А было больше. Часть не пережили перестройку, в частности, показательна их судьба на Западной Украине.
Например, зимой 1945-го во Львове, в сквере перед костелом Матери Божией Остробрамской, увековечили тяжелый ИС-2. В 1992 году власти Львова объявили памятник символом тоталитарного прошлого и демонтировали. Хорошо еще, что не уничтожили, а просто передали военным.
Такая же судьба постигла и ряд других памятников. Несколько лет назад - Т-34 в Червонограде. Правда, здесь официально танк демонтировали не в пылу борьбы с советским прошлым, а под благовидным предлогом плохого технического состояния экспоната.
Звучит формулировка несколько двусмысленно, учитывая, что многие танки той эпохи дадут фору современной технике.
Еще на памяти скандальный эпизод, когда в Будапеште осенью 2006 года в ходе антиправительственных беспорядков митингующие угнали Т-34, который несколько десятилетий стоял на постаменте в качестве памятника.
Менее известен другой случай: уже спустя годы в Венгрии решили проинспектировать и другие танки-памятники. Сенсация повторилась: техники будапештского музея военной истории без особого труда завели двигатель Т-34, который простоял 40 лет в центре города Надьканижа.
В европейских новостях этот эпизод подавался как курьез. Но, учитывая современные украинские реалии, курьезного тут мало.
Вообще-то в ракурсе разыгравшейся на Украине "битвы с памятниками" судьба танков-памятников вызывает опасения. Вероятно, можно особо не беспокоиться о судьбе таких машин в восточных областях Украины. Тревожна судьба по меньшей мере двух памятников советской броне в Львовской области: танку Т-64 в Львове и Т-34 в Яворове.
"Танкопедия" также сообщает, что на территории Ровенской области (а оттуда ежедневно приходят новости о выходках звезды YouTube Сашко Билого) сейчас по меньшей мере пять памятников советской броне: ИС-2 и ИС-3, самоходки ИСУ-152, СУ-100 и СУ-76И.
Возможно, самое время танколюбам и танкоманам всех народов объединить усилия, чтобы спасти легендарные танки от варваров.
Только у нас с украинцами сохранились удивительные танки, которые занесены в международные каталоги и охраняются исторической совестью владельцев.
"Марк V" - один из первых танков в мире. Всего в Великобритании с 1917 по 1918 год выпустили таких четыреста штук. Через порты Новороссийска и Архангельска значительную часть "Марков" завезли к нам. Часть сгорела в пламени интервенции и Гражданской войны, многие достались в качестве боевых трофеев Красной армии.
К 1930 году все "Марк V" были сняты с вооружения. Хранились на складах, а в конце 30-х нарком обороны Клим Ворошилов вдруг начал их дарить городам с революционным прошлым. Всего презентовал 14 танков из расчета по два на город: Смоленску, Ростову-на-Дону, Харькову, Ленинграду, Киеву, Ворошиловграду и Архангельску. Если бы не этот малопонятный порыв души наркома, до наших дней не сохранился бы ни один раритетный британец.
Сегодня из них осталось пять. Два у нас: в Кубинке и в Архангельске. И еще три за границей: два в Луганске, один в Харькове.
По счастливой случайности, все украинские раритеты оказались на территории, где им скорее всего ничего не угрожает.
Из наших "Марков" самая интересная судьба у архангельского танка. В 1919 году во время интервенции такие воевали в районе Архангельска, но именно этот танк взяли в плен под Харьковом. Для поморов всех возрастов этот танк - одна из самых ярких достопримечательностей города.
Есть несколько поколений поморов из числа творческой интеллигенции, для которых само понятие в кафе "под танком" - эквивалент встреч в домжуре в Москве.
Поморский танк изрядно обветшал, и его решили отремонтировать. Но где?! За неимением танковых заводов его восстанавливали в Северодвинске, в Центре судоремонта "Звездочка". Танк чинили среди реакторов и субмарин. Ремонт затянулся на годы, возвращать в Архангельск танк не спешили, и атомные корабелы к нему привыкли. Назвали "Мариком", от слова "Марк". В день расставания всем заводом ходили трогательно прощаться.
Забавно, но этот танк - девочка. Правильное название архангельской модели "Марк V" - female, так сами британцы называли пулеметную версию танка. В Кубинке обитает пушечный male-самец, а братьям-украинцам принадлежат как самцы, так и танк-гермафродит (hermaphrodite), у которого один пулемет заменили на пушку.
Кроме половой принадлежности у этих боевых машин есть одна особенность. Пожалуй, это самые толерантные танки в мире. Иностранцы по происхождению, они успели послужить двум империям (Британской и Российской), СССР и РФ - ходили в бой и под флагами интервентов США и Англии, служили и белым, и красным. Любая власть имеет полное право назвать их своими. И вообще - мировое броненаследие: танки, не признававшие границ.
Кстати
"Уралвагонзавод" обещает оцифровать и выложить в свободном доступе на "Танкопедии" документы своего музея в Нижнем Тагиле. Это 50 тыс. единиц хранения: техническая документация, фотографии, чертежи, схемы и прочие документы из рассекреченных архивов.
Сайт: Tankopedia.org - народная энциклопедия о конструкции бронетехники, заводах, конструкторах, сражениях, музеях, архивах, памятниках, литературе, фильмах, играх, униформе и знаках отличия танкистов.