Исследование: Данные об инновационной деятельности в РФ занижены

Исследования, проведенные РАНХиГС, показали, что статистические данные об инновационной деятельности в России существенно занижены. Более того, такая ситуация наблюдается уже на протяжении нескольких лет.

Причина в том, что многим предприятиям сложно определить, что относить к инновационной продукции и какие затраты следует учитывать как инновационные. Как пояснила научный сотрудник Центра анализа стратегических секторов экономики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Алла Сорокина, основная сложность статистической отчетности по инновациям заключается в том, что многими нашими соотечественниками унаследован стереотип советского времени, в соответствии с которым под инновациями понимаются только "разработки уровня Нобелевской премии". Поэтому сегодня стоит задача объяснить представителям предприятий, что инновации гораздо более широкое понятие и радикальные инновации - только частный случай.

Теперь стало легче определить стоимость произведенной инновационной продукции и вычислить затраты на технологические инновации. Ассоциация инновационных регионов России (АИРР), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) и Росстат обучают бухгалтерские и технические службы промышленных предприятий корректному заполнению формы статистической отчетности об инновационной деятельности "N 4-инновация".

Форму "N 4-инновация" должны заполнять, в частности, предприятия (кроме компаний малого бизнеса), деятельность которых относится к добыче полезных ископаемых, обрабатывающим производствам, а также производству и распределению электроэнергии, газа и воды. Также ее заполняют научные организации, основная деятельность которых связана с производством продукции или услуг в целях продажи (научно-исследовательские институты, конструкторские, проектно-конструкторские, технологические организации, проектные и проектно-изыскательские организации строительства, опытные предприятия и пр.). Цель обучения - объяснить предприятиям, что инновации - это улучшение потребительских свойств продукции, совершенствование производственного процесса, применение новых для компании управленческих методов или маркетинговых приемов. Основной критерий инновации - новое для предприятия, а глобальная цель инноваций - сделать повседневную жизнь людей лучше.