На них в лучшем случае указывается содержание белков, жиров и углеводов, общий состав и калорийность на 100 г продукта. Этого недостаточно.
- Мы употребляем в пищу много опасных веществ: холестерин, транс-жиры, насыщенные жиры, соль, сахар, - говорит руководитель Национального исследовательского центра "Здоровое питание" профессор Олег Медведев. - И не в последнюю очередь из-за того, что уровень этих веществ в продукции пищевой индустрии чрезмерно высок, а маркировка на них не дает никакого представления об этом.
- В отношении еды сознание большинства городских жителей мифологизировано, - считает заведующий лабораторией химии пищевых продуктов Института питания РАМН Владимир Бессонов. - Возникают мифы то о пользе какого-то одного продукта, то о вреде, то о вреде импортных продуктов вообще. Но развеять мифы может только правда. Важно, чтобы этикетка на любом продукте была читаемой, а не напечатанной таким шрифтом, который разобрать невозможно, как сейчас. В ней должна содержаться полная информация о его составе.
Во многих странах требования к маркировке продуктов питания намного шире, чем у нас. Тем не менее на днях Управление по контролю за качеством продуктов питания и лекарственных средств США (FDA) вновь предложило внести изменения в маркировку продуктов. Изменения касаются прежде всего двух ингредиентов - добавленного сахара и жиров. Оба эти показателя связаны с проблемой ожирения населения страны. FDA предлагает указывать добавленный сахар в маркировке всех продуктов отдельно от общего количества сахара в них. А при указании общего объема жиров в продукте предлагается отдельно указывать еще и насыщенные и транс-жиры.
Помимо этого, предложено указывать на упаковках продуктов количество калия и витамина D. Витамины A и C, напротив, больше не будут обязательными на маркировке, хотя производители могут заявлять их добровольно. Кроме этого, FDA предлагает пересмотреть суточные нормы для натрия, клетчатки и витамина D. Они используются для расчета процентов от суточной нормы на маркировке - такая информация помогает потребителям оценить питательную ценность купленных продуктов в контексте суточного рациона.
Предлагается помимо указания на упаковке о количестве порций в ней пересмотреть и размеры самих порций, они должны соответствовать тому, что люди едят на самом деле, а не тому, что, по мнению производителей, они "должны" есть. Помимо этого, на этикетках нужно будет указывать информацию о калорийности и питательной ценности для всей упаковки продукта, которую можно употребить за один раз, а не на 100 граммов, как это принято у нас, например. С декабря 2014 года расширенная маркировка продуктов питания станет обязательной и в ЕС.
Мы пока еще не достигли такого уровня ожирения, как американцы. Но согласно статистике, и в нашей стране от избыточного веса страдает 55% населения, многие стремятся похудеть. Правда, 80% худеющих выбирают диету, а не более требовательный подход к ежедневному рациону. Россия пока отстает в информировании потребителей о составе продуктов, большинство продуктов питания нельзя найти и в таблицах калорийности, а данных, которые содержатся на упаковке, не хватает для точного составления рациона. Нет у нас и легко читаемой цветовой маркировки на лицевой стороне упаковок, как во многих странах. Она позволяет сразу оценить полезность продукта по цвету: зеленый - полезный продукт, красный - небезопасный для здоровья. Поэтому наши потребители продолжат покупать закуски, сладости, десерты, соусы, консервы, мюсли и другие продукты, прошедшие государственный контроль и не содержащие ГМО, но зато содержащие вредные количества сахара, соли и жиров. А на нефасованной или расфасованной в магазине выпечке, хлебе, бакалее, гастрономии, твороге, сухофруктах, конфетах и прочих сладостях состав и калорийность не указываются вовсе.
- Конечно, маркировка должна измениться, необходимость в этом есть, это видно и в магазинах, где многие люди внимательно читают этикетки продуктов, - говорит профессор Олег Медведев. - Расширенная маркировка откроет истинную ценность продукта. Производитель будет обязан указывать количество холестерина, вредных транс-жиров и насыщенных жиров, соли и сахара на своей продукции. Сегодня эта информация пока еще скрыта от покупателя. Но именно эти данные могут значительно улучшить здоровье россиян.
А как относятся к предложениям экспертов сами производители продуктов питания?
- Раскрытие подобных данных на потребительской этикетке - уже сложившаяся практика во всем мире, как и указание ценности нутриентов на порцию продукта, напомнили в Союзе пензенских кондитеров. - Другое дело, как рассчитать эту рекомендуемую порцию. Сейчас большое число "сознательных" производителей уже размещает такую информацию на потребительских этикетках. Необходимость раскрытия дополнительной информации о продукте, такой, как добавленный сахар и жировой состав, тоже должен определять производитель. В эпоху "умного" потребителя раскрытие состава продукта - лишний козырь в руках честного производителя.
- Мы не получали конкретного предложения по изменению данных на этикетках продуктов питания, - сообщил "РГБ" председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. - Но считаем, что потребителям действительно было бы полезно видеть информацию по порции, а не по 100 граммам, а также по содержанию сахара. В ближайшее время будем вести работу в этом направлении в связи с тем, что Россия как член Таможенного союза обязана печатать этикетки еще на двух языках - белорусском и казахском. Очевидно, встанет вопрос и о критической норме информации для малогабаритных продуктов, и о других нормах.
Однако информацию, важную для здоровья, нельзя оставлять лишь на совести производителя. Решения об этом должны приниматься на государственном уровне подобно тому, как принимаются законы и нормативные акты о лекарствах или БАДах. В РФ приняты Основы государственной политики в области здорового питания населения до 2020 года, но в них пока не обозначена задача полного информирования населения о составе продуктов и об ответственности производителей в этой области.