Проезд по дублеру Кутузовского проспекта в Москве составит 230 рублей

Вчера в Москве объявили конкурс на строительство Северного дублера Кутузовского проспекта. Об этом сообщил на Международной выставке MIPIM-2014, которая проходит в эти дни в Каннах, представитель Московского городского агентства инвестиций Артем Барашев. Завершить конкурсный отбор и определить победителя планируется до конца года.

Напомню, Северный дублер Кутузовского проспекта нужен столице, чтобы обеспечить беспробочную связь западных районов города с центром. Но на свои деньги, подчеркнул на встрече с инвесторами заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин, город не взялся бы за эту стройку еще долго. Но четыре собственника земель, расположенных вдоль будущей трассы, высказали желание вложить в строительство до 30 млрд рублей. Это для Москвы будет первым опытом сооружения автодорог на концессионных началах.

Платную скоростную трассу протяженностью 11 км и шириной в четыре-шесть полос предполагается построить за 5-7 лет. Пройдет она от Молодогвардейской транспортной развязки до ММДЦ "Москва-Сити". Причем большая часть - по эстакаде вдоль Смоленского направления Московской железной дороги. По условиям города плату за проезд по ней определит концессионер, но она не должна превышать максимального предела, определенного правительством Москвы. Как сообщил Артем Барашев, решено, что она будет не выше 230 руб. Для сравнения: проезд по 22 км платной дороги М-4 Дон стоит сейчас 30 руб., а ночью - 10. Отдадут дорогу в концессию на 40 лет, затем она должна быть передана городу.

Подсчитано, что проектирование, строительство и эксплуатация Северного дублера обойдется инвестору в 40 млрд руб. Еще 20 млрд руб. городской бюджет потратит на выкуп земель под нее и их освобождение - большая часть территорий сейчас занята промзонами.

Как заявил Хуснуллин, это не единственный пример готовности инвесторов вкладывать свои средства в создание транспортной инфраструктуры. Одна крупная компания-застройщик, в частности, высказала желание построить 9-км дорогу на территории Новой Москвы, где она имеет разрешение на строительство 2 млн кв. м жилья. У нее в этом прямой интерес к будущему району - новостройке дороги нет, а потому и покупатели квартир туда не рвутся. Предложение еще одной компании - проложить за свой счет трамвайную линию длиной 7 км - сейчас пока изучается. Еще один инвестор готов построить за 2 млрд долларов линию метро, продлив Калининско-Солнцевскую линию от станции "Саларьево", куда подземка придет уже к концу этого года, еще на две-три станции по направлению к Калужскому шоссе и городу Троицку.

Широчайшие возможности предлагает и программа создания в Москве транспортно-пересадочных узлов. О необходимости их строительства для создания реального приоритета общественного транспорта перед автомобильным говорится давно, но пока ни одного настоящего ТПУ в городе нет. Объясняется это и большим количеством собственников на землях, наиболее удобных для пересадки пассажиров, и разностью интересов: город заинтересован в том, чтобы приоритет отдавался пассажирам и их комфорту, а инвесторы - в скорейшей окупаемости своих проектов. Тем не менее, по словам Каримы Нигматулиной, и. о. директора НИиПИ Генплана Москвы, правительство Москвы полно решимости сделать 2014 год годом прорыва в строительстве ТПУ. И задача, сформулированная мэром Москвы Сергеем Собяниным, на первое место ставит интересы именно пассажиров, но требует решать и вопросы инвесторов так, чтобы они были заинтересованы в этом строительстве и приняли участие в создании сети транспортно-пересадочных узлов.

Сеть же эта, по словам Каримы Нигматулиной, предполагается создать очень широкой. Она будет базироваться на существующих пересадочных узлах в столичном регионе. Сейчас их 713. Большая часть служит для жителей Подмосковья, 1,3 млн человек из которых каждый день едут на работу в Москву. 255 ТПУ планируется разместить на территории столицы, 160 из них - в капитальном исполнении, остальные - плоскостные.

Самые ключевые - 31 ТПУ - расположатся вдоль Малого кольца Московской железной дороги, которое сейчас переоборудуется с грузового движения под пассажирское. Часть из них проектируется, а часть уже строится. Одним из таких первенцев стал транспортно-пересадочный узел, строящийся на северо-востоке столицы возле станции метро "Ботанический сад". Чтобы реализовать этот проект, компания-застройщик выкупила 9,5 га земли у уже не работающего зеркального завода. Затем объединила эту площадку с участками, принадлежащими МЖД, и далее они вместе заказали мастер-план развития территории площадью 26 га. В итоге разработан проект, предусматривающий пересадку с метро на Малое кольцо железной дороги, строительство автовокзала и паркинга на 657 машино-мест, а также подземную автостоянку на 2700 машино-мест.

Всех инвесторов, готовых вкладывать деньги в нужные городу объекты, Марат Хуснуллин пообещал "носить даже на руках, если это потребуется". У городских властей уже готовы предложения им по 27 объектам только транспортной инфраструктуры, а на самом деле их еще больше, не менее сотни. "При нынешних темпах развития Москвы и увеличении ее площади в два с половиной раза столице необходимо увеличить объем транспортного строительства вдвое против нынешнего, но таких денег в бюджете города нет, слишком высок у Москвы объем социальных обязательств перед москвичами", - объяснил заммэра.